4 февраля 1929 г. Утверждена программа военного судостроения
на 1-ю пятилетку
Во второй половине 20-х годов в советской России началось медленное
возрождение военного флота. Этот процесс тормозился убежденностью
командования РККА в том, что для большой континентальной страны мощный
флот является излишеством, отбирающим у сухопутных войск и без того
ограниченные средства. Наиболее активно отрицали роль флота в будущих
войнах М.Н. Тухачевский и В.К. Триандафилов. За создание мощного флота
ратовали бывшие офицеры Российского флота, имевшие хорошую теоретическую
подготовку и большой опыт командной и штабной службы в годы 1-й мировой
войны, которых сплотил начальник ВМС РККА Р.А. Муклевич.
Отсутствие взаимопонимания в руководствах сухопутного и морского
ведомств послужило одной из причин, что закладка первой серии подводных
лодок типа “Декаб-рист” и сторожевых кораблей типа “Ураган” состоялась
только в 1927 году. В этом же году был спущен на воду первый советский
торпедный катер “Первенец”.
Наконец с большим опозданием, на базе пятилетнего плана развития
народного хозяйства на 1928-1932 годы Совет Труда и Обороны 4 февраля
1929 года утвердил программу военного судостроения на первую пятилетку,
которая явилась первым существенным шагом по выходу военного флота из
застоя 20-х годов.
Программа предусматривала достройку 3 эсминцев типа “Новик”,
заложенных еще в период 1-й мировой войны, легкого крейсера на Черном
море и плавучей базы подводных лодок. Также отпускались средства на
капитальный ремонт и модернизацию всех трех балтийских линкоров, на
восстановление речной канонерской лодки на Амуре и поднятой со дна
Финского залива английской подводной лодки “L-55”. Всего до 1931 года
должны были войти в строй 2 линкора, крейсер, 3 эсминца типа “Новик”, 11
новых подводных лодок, “L-55”, 2 канонерские лодки, плавбаза и 60
торпедных катеров, включая 2 катера с дистанционным (“волновым”)
управлением.
На практике все обернулось иначе. Уже 17 июля 1929 года Р.А. Муклевич
был официально уведомлен о предполагаемом сокращении ассигнований на
строительство военного флота на 42,5%. В течение года Р.А. Муклевич и
его сторонники отстаивали во всех инстанциях необходимость для СССР и ее
армии иметь сильный военный флот. Эти усилия начали приносить свои
плоды, когда по флоту прошла очередная волна политических репрессий,
выбившая из строя сотни бывших морских офицеров, по разным причинам
уцелевших во время предыдущих “фильтраций”. “За контрреволюционную
вредительскую работу” были арестовано около 40% командиров Управления
ВМС, значительная часть штабных работников на флотах (в том числе трое
из четырех командиров соединений и два начальника штаба соединений) и
преподавателей Военно-морской академии. (Р.А. Муклевич был репрессирован
в 1937 году и расстрелян 7 февраля 1938 года).
В условиях дефицита средств и высококвалифицированных кадров и, не
имея возможности удешевить строительство путем интенсификации
производства, руководство промышленностью, с согласия представителей
военных ведомств, стало искать иные способы снижения себестоимости. Было
сведено до минимума потребление цветных металлов и высококачественных
сталей, ухудшались эксплуатационные характеристики и ограничивался срок
службы корабельных систем, сознательно занижались требования к условиям
обитаемости, особенно кораблей малого водоизмещения и подводных лодок.
В итоге программа военного судостроения на первую пятилетку была
выполнена по подводным лодкам на 23%, по сторожевым кораблям на 39%,
были полностью сорваны сроки строительства новых эсминцев, малых
подводных лодок, канонерских лодок и радиоуправляемых катеров. Только по
торпедным катерам план был выполнен на 102%. Действия командования РККА,
принятые во многом под давлением Политбюро ЦК ВКП(б) и лично И.В.
Сталина, привели к тому, что техническая реконструкция ВМФ была
отброшена на несколько лет. |