Военно-морской флот России


6 февраля 1904 г. Образован Комитет по усилению военного флота

Описание  

 

     
Потери русского Тихоокеанского флота, понесенные в первые дни русско-японской войны, всколыхнули общественность России. По инициативе графа Л.М. Кочубея, обратившегося к соотечественникам через газету “Новое Время”, начался сбор денежных средств на приобретение новых кораблей взамен погибших. Этот призыв вызвал горячий отклик среди различных сословий и слоев населения. Особенно активно вносили пожертвования дворяне, служащие морских и военных ведомств, а также крестьяне. Для облегчения доставки этих сумм в обращение были выпущены специальные письма-переводы, которые можно было получить во всех волостных правлениях, войсковых частях, на железнодорожных и почтовых станциях, церквях и во многих государственных учреждениях. На многих квитанциях простых людей числилась сумма в один рубль, но были и очень крупные пожертвования. Так, эмир Бухарский внес миллион рублей, свиты его величества генерал-майор граф А.Д. Шереметев - 200 тысяч рублей, казанское земство и финляндский сенат внесли по 300 тысяч рублей, Московское городское кредитное общество - 250 тысяч рублей, Московский дворянский клуб - 100 тысяч рублей, Московский земельный банк и Московское губернское земство - по 50 тысяч рублей. Деньги поступали даже из-за границы. Например, более 11 тысяч рублей пришло из Китая.

Приток денег был настолько велик, что потребовалось официально оформить Комитет для учета и расходования этих средств, а также гласной отчетности перед пожертвователями. Уже 6 февраля 1904 года последовало “Высочайшее соизволение” на образование “Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования”, которому официально разрешалось осуществлять сбор добровольных пожертвований на всей территории России и предоставлялось юридическое право обращаться в различные ведомства и заключать договора в России и за рубежом на постройку кораблей. Высшим органом Комитета являлось общее собрание его членов, которое решало какие корабли необходимы для российского флота и кому отдавать заказы на их постройку. Председателем Комитета был назначен контр-адмирал великий князь Александр Михайлович, а заместителем - генерал-адъютант адмирал И.М. Диков. В состав Комитета входили известные в России военные и государственные деятели: адмиралы Н.И. Скрыдлов и А.А. Бирилев, свиты его величества контр-адмирал граф А.Ф. Гейден, генерал по Адмиралтейству в отставке К.К. Ратник и другие. При Комитете была создана техническая комиссия по кораблестроению и выдаче заказов на постройку кораблей. Председателем ее был назначен генерал-майор Корпуса корабельных инженеров флота М.М. Египтеос, а членами комиссии стали генерал-майор по Адмиралтейству в отставке М.Н. Беклемишев, генерал-майоры Корпуса инженер-механиков флота В.П. Ведерников и В.А. Винтер, генерал-майор в отставке П.П. Азбелев и капитан I ранга Н.Ф. Фогель.

После того, как к началу 1906 года было собрано около 17 миллионов рублей, на заседании Комитета постановили сбор прекратить и на эти деньги заказать минные крейсеры водоизмещением от 500 до 615 тонн и несколько подводных лодок. На оставшиеся к 1909 году два миллиона рублей решили закупить за границей несколько аэропланов и создать под Севастополем авиашколу. Для этого в составе Комитета был организован “Отдел воздушного флота”. В результате таких дальновидных действий Комитета и активной деятельности его председателя к началу 1-й мировой войны Черноморский и Балтийский флоты имели необходимую авиационную поддержку.

Всего на добровольные пожертвования было построено 18 минных крейсеров (эсминцев), ставших ядром Балтийского флота, а также 2 подводные и 2 полуподводные лодки. Многие названия построенных кораблей были связаны с дарителями средств на их постройку - “Казанец”, “Украина”, “Туркменец Ставропольский”, “Эмир Бухарский”, “Донской Казак”, “Забайкалец”, “Финн”, “Москвитянин” и другие. В честь геройски погибших у Порт-Артура миноносцев были названы вновь построенные эсминцы “Стерегущий” и “Страшный”. Имя павшего в последние дни обороны города генерал-лейтенанта Р.И. Кондратенко нес еще один эсминец. Последним кораблем, переданным Особым комитетом флоту, стал эсминец “Новик”, положивший начало крупной серии эскадренных миноносцев Российского флота. Отчеты о финансовой деятельности Комитета регулярно публиковались в газете “Новое время”. После того, как все собранные средства были израсходованы, деятельность “Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования” закончилась.