6 февраля 1904 г. Образован Комитет по усилению военного
флота
Потери русского Тихоокеанского флота, понесенные в первые дни
русско-японской войны, всколыхнули общественность России. По инициативе
графа Л.М. Кочубея, обратившегося к соотечественникам через газету
“Новое Время”, начался сбор денежных средств на приобретение новых
кораблей взамен погибших. Этот призыв вызвал горячий отклик среди
различных сословий и слоев населения. Особенно активно вносили
пожертвования дворяне, служащие морских и военных ведомств, а также
крестьяне. Для облегчения доставки этих сумм в обращение были выпущены
специальные письма-переводы, которые можно было получить во всех
волостных правлениях, войсковых частях, на железнодорожных и почтовых
станциях, церквях и во многих государственных учреждениях. На многих
квитанциях простых людей числилась сумма в один рубль, но были и очень
крупные пожертвования. Так, эмир Бухарский внес миллион рублей, свиты
его величества генерал-майор граф А.Д. Шереметев - 200 тысяч рублей,
казанское земство и финляндский сенат внесли по 300 тысяч рублей,
Московское городское кредитное общество - 250 тысяч рублей, Московский
дворянский клуб - 100 тысяч рублей, Московский земельный банк и
Московское губернское земство - по 50 тысяч рублей. Деньги поступали
даже из-за границы. Например, более 11 тысяч рублей пришло из Китая.
Приток денег был настолько велик, что потребовалось официально
оформить Комитет для учета и расходования этих средств, а также гласной
отчетности перед пожертвователями. Уже 6 февраля 1904 года последовало
“Высочайшее соизволение” на образование “Особого комитета по усилению
военного флота на добровольные пожертвования”, которому официально
разрешалось осуществлять сбор добровольных пожертвований на всей
территории России и предоставлялось юридическое право обращаться в
различные ведомства и заключать договора в России и за рубежом на
постройку кораблей. Высшим органом Комитета являлось общее собрание его
членов, которое решало какие корабли необходимы для российского флота и
кому отдавать заказы на их постройку. Председателем Комитета был
назначен контр-адмирал великий князь Александр Михайлович, а
заместителем - генерал-адъютант адмирал И.М. Диков. В состав Комитета
входили известные в России военные и государственные деятели: адмиралы
Н.И. Скрыдлов и А.А. Бирилев, свиты его величества контр-адмирал граф
А.Ф. Гейден, генерал по Адмиралтейству в отставке К.К. Ратник и другие.
При Комитете была создана техническая комиссия по кораблестроению и
выдаче заказов на постройку кораблей. Председателем ее был назначен
генерал-майор Корпуса корабельных инженеров флота М.М. Египтеос, а
членами комиссии стали генерал-майор по Адмиралтейству в отставке М.Н.
Беклемишев, генерал-майоры Корпуса инженер-механиков флота В.П.
Ведерников и В.А. Винтер, генерал-майор в отставке П.П. Азбелев и
капитан I ранга Н.Ф. Фогель.
После того, как к началу 1906 года было собрано около 17 миллионов
рублей, на заседании Комитета постановили сбор прекратить и на эти
деньги заказать минные крейсеры водоизмещением от 500 до 615 тонн и
несколько подводных лодок. На оставшиеся к 1909 году два миллиона рублей
решили закупить за границей несколько аэропланов и создать под
Севастополем авиашколу. Для этого в составе Комитета был организован
“Отдел воздушного флота”. В результате таких дальновидных действий
Комитета и активной деятельности его председателя к началу 1-й мировой
войны Черноморский и Балтийский флоты имели необходимую авиационную
поддержку.
Всего на добровольные пожертвования было построено 18 минных
крейсеров (эсминцев), ставших ядром Балтийского флота, а также 2
подводные и 2 полуподводные лодки. Многие названия построенных кораблей
были связаны с дарителями средств на их постройку - “Казанец”,
“Украина”, “Туркменец Ставропольский”, “Эмир Бухарский”, “Донской
Казак”, “Забайкалец”, “Финн”, “Москвитянин” и другие. В честь геройски
погибших у Порт-Артура миноносцев были названы вновь построенные эсминцы
“Стерегущий” и “Страшный”. Имя павшего в последние дни обороны города
генерал-лейтенанта Р.И. Кондратенко нес еще один эсминец. Последним
кораблем, переданным Особым комитетом флоту, стал эсминец “Новик”,
положивший начало крупной серии эскадренных миноносцев Российского
флота. Отчеты о финансовой деятельности Комитета регулярно публиковались
в газете “Новое время”. После того, как все собранные средства были
израсходованы, деятельность “Особого комитета по усилению военного флота
на добровольные пожертвования” закончилась. |