10 февраля 1901 г. Спущен на воду броненосец “Цесаревич”
26 июля 1899 года в рамках программы строительства
военных кораблей для Дальнего Востока на французской верфи “Форж и Шантье” в
Тулоне по заказу русского правительства был заложен новый броненосец, получивший
имя “Цесаревич”. По заданию Морского технического комитета проект броненосца
разработал французский инженер А. Лаган. “Цесаревич” стал первым в мире
эскадренным броненосцем, корпус которого по ватерлинии был защищен двумя
непрерывными рядами броневых плит. Корабль имел улучшенную противоминную защиту,
мощное по тем временам вооружение, (4 305-мм, 12 152-мм пушек Обуховского завода
в двухорудийных башнях, 20 75-мм и 20 47-мм пушек), 18-узловую скорость и
хорошую мореходность. Его водоизмещение составляло около 13 тыс. т. С русской
стороны за строительством броненосца наблюдали корабельный инженер К.П.
Боклевский и его будущий командир капитан I ранга И.К. Григорович. 10 февраля
1901 года “Цесаревич” был спущен на воду, а 21 августа 1903 года он вступил в
строй Балтийского флота. В начале сентября броненосец покинул Тулон и взял курс
на Порт-Артур. В середине ноября он вместе с крейсером “Баян” вошел в состав
Тихоокеанской эскадры. В ночь на 27 января 1904 года “Цесаревич” стоял на
внешнем рейде Порт-Артура, был поврежден взрывом торпеды, выпущенной японским
миноносцем, но остался на плаву и после заделки пробоины вновь вошел в строй.
После гибели 31 марта 1904 года броненосца “Петропавловск”,
“Цесаревич” стал флагманским кораблем эскадры. 28 июля 1904 года в составе
эскадры он участвовал в бою с японским флотом в Желтом море, прорвался в Циндао,
где на следующий день был интернирован правительством Китая.
По окончании русско-японской войны, в феврале 1906 года,
броненосец вернулся на Балтику и после ремонта был переклассифицирован в линкоры
и включен в отряд учебного плавания. В составе отряда провел несколько
длительных заграничных плаваний. В декабре 1908 года участвовал в оказании
помощи пострадавшему от землетрясения населению города Мессина на Сицилии.
В начале 1910 года и в конце 1911 года линкор дважды вставал
на ремонт, во время которого на корабле заменили главные механизмы, котлы и все
305-мм орудия. В августе 1912 года на зачетных стрельбах команда “Цесаревича”
получила “Императорский переходящий приз” за высокую точность.
В период 1-ой мировой войны линкор прикрывал набеговые и
минно-заградительные действий легких сил флота. С 1916 года входил в состав сил
обороны Рижского залива. После февральской буржуазно-демократической революции
был переименован в “Гражданин”. С 29 сентября по 6 октября 1917 года совместно с
линкором “Слава” активно участвовал в Моонзундской операции.
В декабре 1917 года совершил переход из Гельсингфорса в
Кронштадт, где остался на долговременном хранении. В годы гражданской войны
артиллерийское вооружение корабля использовалось на речных, озерных флотилиях и
сухопутных фронтах. В 1924 году сдан на разборку и 21 ноября 1925 года был
исключен из состава РККФ.
|