Военно-морской флот России


14 февраля 1990 г. Поднят флаг над РКВП “Бора”

Описание Фотографии

 

     
В начале 80-х годов в Санкт-Петербурге, в ЦМКБ “Алмаз” под руководством Л.В. Ельского и В.И. Королькова был разработан проект 1239 “Сивуч” ракетного корабля на воздушной подушке (РКВП) со скегами (жесткими ограждениями по бортам воздушной подушки), не имеющий аналогов в мировом кораблестроении.

Строительство головного корабля новой серии было поручено Зеленодольскому судостроительному заводу им. М. Горького. В 1988 году корабль, получивший имя порывистого холодного, дующего с гор ветра “Бора”, был спущен на воду. 14 февраля 1990 года над ним был поднят военно-морской флаг, после чего на “Боре” начались испытания.

В апреле 1991 года корабль выполнил испытательную стрельбу четырьмя ракетами по четырем различным целям. Результат превзошел самые оптимистические ожидания конструкторов-разработчиков и представителей промышленности. После этого в Зеленодольске заложили второй корабль этой серии - “Самум”.

Но в это время страну поразил кризис, отразившийся на состоянии ВМФ и отечественного судостроения. Не пройдя весь комплекс испытаний, “Бора” на несколько лет оказался брошенным на произвол судьбы. Только энтузиазм неравнодушных к судьбе флота людей (в первую очередь экипажа “Боры”, командира корабля капитана 2 ранга Н. Гончарова, командира бригады капитана I ранга Ю. Костырко и командующего Черноморского флота адмирала В. Кравченко) позволил ввести корабль в состав российского Черноморского флота полноценной боевой единицей. Это событие, практически не замеченное в нашей стране, в области военного кораблестроения имеет мировое значение. Ни одно морское государство мира не имеет на вооружении подобного катера-катамарана.

Корабль выполнен с широким использованием композиционных материалов. При длине 64,5 м и ширине 17 м его водоизмещение составляет 1620 т, а осадка - 1,7 м. Два газотурбинных двигателя мощностью 65 тыс. л.с. и уникальная движительная система с двумя опускаемыми по бортам консолями с тандемными винтами позволяют “Боре” развивать скорость 50 узлов. Дополнительно катамаран оснащен двумя дизелями, каждый из которых работает на свой винт. Воздушную подушку создают два автономных дизельных нагнетательных агрегата. Основная ударная сила “Боры” - 8 сверхзвуковых (М=2,3) низковысотных противокорабельных ракет “Москит”. Они размещены в двух счетверенных пусковых установках. Дальность стрельбы - 120 км. На корабле имеется сильная система ПВО, состоящая из зенитно-ракетного комплекса “Оса-МА”, универсального автономного 76-мм орудия “АК-176М” и двух шестиствольных 30-мм пушек “АК-630М” с вращающимся блоком стволов и темпом стрельбы свыше 5000 выстрелов в минуту. Благодаря широкому применению автоматизации и новейшего электронного оборудования экипаж корабля составляет всего 35 человек. Но все они высококлассные специалисты.

Второй такой корабль, “Самум”, был достроен и передан на государственные испытания только в ноябре 1999 года. 28 февраля 2000 года на нем был поднят Андреевский флаг, и корабль вошел в состав Балтийского флота.