Военно-морской флот России


16 февраля 1810 г. Сформирован “Морской гвардейский экипаж”

Описание  

 

     
Первый Гвардейский экипаж был сформирован 16 февраля 1810 года из придворных гребной и яхтенных команд. Одним из участников его создания являлся адъютант Великого князя Константина Павловича капитан-лейтенант П. Колзаков, получивший за это “Высочайшее благоволение” императора Александра I. Как отдельное военно-морское формирование экипаж входил в состав российской императорской гвардии с присвоением особой формы одежды. Личный состав экипажа нес службу на императорских яхтах, стоял в караулах, привлекался к смотрам, парадам, другим торжествам.

2 марта 1812 года, в связи с концентрацией у русских западных границ армии Наполеона, Гвардейский экипаж общей численностью около 500 человек (4 роты и артиллерийская команда с двумя орудиями) прибыл в Вильно и вошел в состав 1-й дивизии 5-го Гвардейского корпуса. Боевое крещение гвардейские моряки получили в Отечественную войну 1812 года, выполняя в основном функции инженерных войск. Первый бой экипаж провел 4 августа 1812 года под Смоленском, защищая мост через Днепр от атак французской кавалерии. Во время Бородинского сражения 26 августа 1812 года часть экипажа обеспечивала переправу русских войск через реку Колочу. В штыковом бою моряки вместе с егерями почти полностью уничтожили 106-й французский полк дивизии генерала Дельсона. Остальная часть экипажа находились в резерве на правом фланге битвы.

С боями моряки Гвардейского экипажа прошли Россию, Польшу, Германию и Францию. Прославились 9 мая 1813 года под Бауценом, но особенно они отличились 17 августа 1813 года в сражении под Кульмом. В составе 1-й Гвардейской дивизии генерала А. Ермолова моряки под командованием графа А. Остермана-Толстого в жестокой схватке преградили путь французскому корпусу маршала Вандама, чем спасли отходившую от Дрездена армию союзников. В этой битве Гвардейский экипаж потерял убитыми и ранеными 70% офицерского состава и более 30% рядовых. За стойкость в сражении под Кульмом Гвардейский экипаж был награжден Георгиевским знаменем, а в 1819 году в память об этом сражении указом Александра I всем кораблям Гвардейского экипажа присвоили трехцветные вымпелы с андреевским флагом в головке, на центр креста которого наложен щит с изображением Святого Георгия Победоносца.

Заканчивали моряки-гвардейцы эту войну в Париже. Наиболее отличившиеся моряки стояли в почетном карауле у дворца Талейрана во время подписания Парижского мирного договора. По возвращении домой Гвардейский экипаж в составе частей армии вошел в Санкт-Петербург через построенные в честь победы Нарвские триумфальные ворота.

В дальнейшем экипаж с честью участвовал во всех войнах, которые вела Россия. Осада Варны в 1828 году, Венгерский поход 1849 года, оборона Кронштадта и Севастополя в Крымскую войну, сражения на Балканах в 1877-1878 годах, Цусимское сражение 1905 года и бои 1-й мировой - везде, на суше и на море, отличились моряки-гвардейцы. Были они и в составе экипажей кораблей российского флота, отправлявшихся во многие дальние и кругосветные плавания.

К Гвардейскому экипажу были причислены император Николай II, цесаревич Алексей, великие князья Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Алексей Александрович, Александр Михайлович, Михаил Александрович, Кирилл Владимирович (последний командир экипажа с 1915 года до 11 марта 1917 года).