16 февраля 1810 г. Сформирован “Морской гвардейский экипаж”
Первый Гвардейский экипаж был сформирован 16 февраля 1810 года из
придворных гребной и яхтенных команд. Одним из участников его создания
являлся адъютант Великого князя Константина Павловича капитан-лейтенант
П. Колзаков, получивший за это “Высочайшее благоволение” императора
Александра I. Как отдельное военно-морское формирование экипаж входил в
состав российской императорской гвардии с присвоением особой формы
одежды. Личный состав экипажа нес службу на императорских яхтах, стоял в
караулах, привлекался к смотрам, парадам, другим торжествам.
2 марта 1812 года, в связи с концентрацией у русских западных границ
армии Наполеона, Гвардейский экипаж общей численностью около 500 человек
(4 роты и артиллерийская команда с двумя орудиями) прибыл в Вильно и
вошел в состав 1-й дивизии 5-го Гвардейского корпуса. Боевое крещение
гвардейские моряки получили в Отечественную войну 1812 года, выполняя в
основном функции инженерных войск. Первый бой экипаж провел 4 августа
1812 года под Смоленском, защищая мост через Днепр от атак французской
кавалерии. Во время Бородинского сражения 26 августа 1812 года часть
экипажа обеспечивала переправу русских войск через реку Колочу. В
штыковом бою моряки вместе с егерями почти полностью уничтожили 106-й
французский полк дивизии генерала Дельсона. Остальная часть экипажа
находились в резерве на правом фланге битвы.
С боями моряки Гвардейского экипажа прошли Россию, Польшу, Германию и
Францию. Прославились 9 мая 1813 года под Бауценом, но особенно они
отличились 17 августа 1813 года в сражении под Кульмом. В составе 1-й
Гвардейской дивизии генерала А. Ермолова моряки под командованием графа
А. Остермана-Толстого в жестокой схватке преградили путь французскому
корпусу маршала Вандама, чем спасли отходившую от Дрездена армию
союзников. В этой битве Гвардейский экипаж потерял убитыми и ранеными
70% офицерского состава и более 30% рядовых. За стойкость в сражении под
Кульмом Гвардейский экипаж был награжден Георгиевским знаменем, а в 1819
году в память об этом сражении указом Александра I всем кораблям
Гвардейского экипажа присвоили трехцветные вымпелы с андреевским флагом
в головке, на центр креста которого наложен щит с изображением Святого
Георгия Победоносца.
Заканчивали моряки-гвардейцы эту войну в Париже. Наиболее
отличившиеся моряки стояли в почетном карауле у дворца Талейрана во
время подписания Парижского мирного договора. По возвращении домой
Гвардейский экипаж в составе частей армии вошел в Санкт-Петербург через
построенные в честь победы Нарвские триумфальные ворота.
В дальнейшем экипаж с честью участвовал во всех войнах, которые вела
Россия. Осада Варны в 1828 году, Венгерский поход 1849 года, оборона
Кронштадта и Севастополя в Крымскую войну, сражения на Балканах в
1877-1878 годах, Цусимское сражение 1905 года и бои 1-й мировой - везде,
на суше и на море, отличились моряки-гвардейцы. Были они и в составе
экипажей кораблей российского флота, отправлявшихся во многие дальние и
кругосветные плавания.
К Гвардейскому экипажу были причислены император Николай II,
цесаревич Алексей, великие князья Константин Константинович, Дмитрий
Константинович, Алексей Александрович, Александр Михайлович, Михаил
Александрович, Кирилл Владимирович (последний командир экипажа с 1915
года до 11 марта 1917 года). |