17 февраль 1918 г. Начало Ледового похода Балтийского флота
После срыва кайзеровской Германией мирных переговоров в
Бресте и начала наступления немецких войск в Эстонии возникла реальная угроза
захвата русских кораблей, базировавшихся в Ревеле (Таллинне). Ледовая обстановка
не позволяла перевести корабли сразу в Кронштадт, поэтому было принято решение
попытаться с помощью ледоколов переправить их на другую сторону Финского залива
в Гельсингфорс (Хельсинки). 17 февраля 1918 года Коллегия Морского
комиссариата отправила в адрес Центробалта соответствующую директиву.
Одновременно из Кронштадта в Ревель вышли несколько мощных ледоколов во главе с
“Ермаком”.
19 февраля на буксире у ледокола “Волынец” на ревельский рейд
вышли 3 подводные лодки, а 22 февраля началась общая эвакуация. В этот же день
ледокол “Ермак” повел в Гельсингфорс первую группу кораблей в составе 2
подводных лодок и 2 транспортов. В ночь на 24 февраля немецкий отряд по льду
попытался подойти и захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген,
прикрывавшие с моря подступы к Ревелю. Вовремя замеченный, противник был
отброшен огнем этих батарей.
Днем 24 февраля в Гельсингфорс ушли караван транспортов и
вспомогательных судов, 2 подлодки, 3 тральщика и минный заградитель. 25 февраля
немецкие самолеты произвели бомбардировку остававшихся в Ревеле кораблей, а к 19
часам того же дня германские войска вошли в Ревель. К этому времени большинство
из оставшихся кораблей уже находились на рейде и начали движение к Гельсингфорсу.
Одними из последних Ревельский рейд покинули крейсера “Рюрик” и “Адмирал
Макаров”. Проводку осуществляли ледоколы “Ермак”, “Волынец” и “Тармо”. Перед
уходом из города группа подрывников из минной школы во главе с Р.Р. Грундманом
взорвала все береговые батареи на побережье и островах Вульф и Нарген, включая
12-дюймовые башенные орудия. За эти дни в Гельсингфорс было переведено около 60
кораблей и судов, в том числе 5 крейсеров и 4 подлодки. На переходе, получив
повреждения, затонула подводная лодка “Единорог”. Несколько судов, затертых
льдами, прибыли в Гельсингфорс в начале марта. В Ревеле остались лишь часть
вспомогательных судов и 8 старых подводных лодок.
Однако перевод кораблей в Финляндию не снял угрозы их
захвата, так как по условиям Брест-Литовского договора Россия была обязана
перевести все военные корабли в свои порты и немедленно разоружить их. Корабли
необходимо было срочно переводить в Кронштадт. Организатором и руководителем
этого перехода стал бывший капитан 2 ранга А.М. Щастный, с 22 марта назначенный
начальником Морскими силами Балтийского моря. Не обращая внимания на
многочисленные противоречивые директивы из Москвы (В.И. Ленин приказывал уводить
корабли, а Л.Д. Троцкий - оставить их для помощи финской Красной гвардии) и
настойчивые советы англичан уничтожить корабли, чтобы они не достались
противнику, Щастный решил довести их до Кронштадта. По его распоряжению все
корабли были разбиты на три отряда.
С 12 по 17 марта первый отряд в составе линкоров “Гангут”,
“Полтава”, “Севастополь”, “Петропавловск”, крейсеров “Адмирал Макаров”,
“Богатырь”, Рюрик” в сопровождении ледоколов “Ермак” и “Волынец” в сильные
туманы, ломая сплошной лед, перешел из Гельсингфорса в Кронштадт.
2 апреля, за день до высадки германского десанта “Балтийской
дивизии” фон дер Гольца у Ганге (Ханко), в гавани Ганге были взорваны 4
подводные лодки типа “АГ”, их плавбаза пароход “Оланд” и сторожевик “Ястреб”,
которые из-за отсутствия на базе ледоколов не могли ее покинуть. На следующий
день на внешнем рейде Свеаборга англичане уничтожили 7 своих подводных лодок,
воевавших в составе российского Балтийского флота, их плавбазу “Амстердам” и 3
английских парохода.
С оставлением Ганге возникла реальная опасность захвата
Гельсингфорса, поэтому 5 апреля из Гельсингфорса спешно был отправлен второй
отряд в составе линкоров “Андрей Первозванный”, “Республика”, крейсеров “Олег”,
“Баян”, 3 подлодок, и 2 портовых ледоколов. Переход проходил в труднейших
ледовых условиях, а так как ледоколы “Волынец” и “Тармо” к этому моменту были
захвачены белофиннами, линкору “Андрей Первозванный” пришлось взять на себя их
функции и проламывать проход во льдах своим бронированным корпусом. На третьи
сутки похода у острова Родшера отряд был встречен ледоколом “Ермак” и крейсером
“Рюрик”. 10 апреля корабли прибыли в Кронштадт.
Третий отряд (172 корабля) был разделен на 4 группы, которые
с 7 по 11 апреля выходили по мере готовности и следовали различными маршрутами,
придерживаясь проходившего вдоль финских шхер северного стратегического
фарватера. По пути к ним присоединился четвертый отряд кораблей, вышедший из
Котки. Переход этих отрядов был наиболее сложным, и все же к 22 апреля все
корабли и суда этого отряда прибыли в Кронштадт и Петроград.
12 апреля, когда Гельсингфорс был занят германскими войсками,
в нем и других финских портах еще оставались 38 военных кораблей и 48 торговых
судов, которые были захвачены. В результате переговоров к концу мая 1918 года 24
корабля и судна удалось
вернуть. Всего был спасено 226 кораблей и судов, в
том числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок,
5 минных заградителей, 10 тральщиков, 15 сторожевых кораблей, 7 ледоколов,
вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, другое
военное снаряжение. Спасенные корабли составили основу Балтийского флота.
Организатор Ледового похода А.М. Щастный в мае 1918 года был награжден орденом
Красного Знамени.
Однако перебазирование кораблей Балтийского флота в Кронштадт
не сняло напряжения. Воспользовавшись отсутствием установленной границы и
настаивая на разоружении Черноморского флота, германские войска продолжили
движение на Петроград. Почти полностью потерявшие боеспособность Балтийский и
Черноморский флоты становились угрозой Брестскому миру, а уставшие,
деморализованные и озлобленные постоянными неудачами моряки стали представлять
серьезную внутреннюю опасность. В такой обстановке власть оказалась перед
выбором: или надежно подчинить себе флот, или уничтожить его. И она его сделала.
3 мая 1918 года командованию Балтийского флота из Москвы был
направлен секретный приказ наркомвоенмора Л.Д. Троцкого о подготовке кораблей к
взрыву. Для исполнителей плана уничтожения Балтийского флота даже были открыты
специальные счета в банке. Чуть позже в Новороссийск были отправлены И.И.
Вахрамеев, а затем Ф.Ф. Раскольников с единственным поручением – ликвидировать
последние корабли Черноморского флота.
Содержание секретной директивы Троцкого об уничтожении,
только недавно спасенных с таким трудом и жертвами, кораблей быстро
распространилось среди моряков и вызвало бурю негодования. 11 мая на кораблях
минной дивизии, стоявших на Неве в Петрограде, была принята резолюция:
“Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности
предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю
власть морской диктатуре Балтийского флота”. 22 мая на III съезде делегатов
Балтийского флота было заявлено, что флот будет взорван только после боя.
Примерно также моряки ответили Вахрамееву в Новороссийске.
Тогда в Москву были вызваны несогласные с уничтожением
кораблей командующие Балтийским и Черноморским флотами А.М. Щастный и М.П.
Саблин. По прибытии в морской комиссариат для получения ордена за Ледовый
переход А.М. Щастный по приказу Л.Д. Троцкого был арестован по ложному обвинению
в контрреволюционной деятельности и использования своей популярности среди
матросов против советской власти. После того, как в Цемесской бухте были
затоплены последние корабли российского Черноморского флота, А.М. Щастного
расстреляли во дворе Александровского военного училища. (По другим источникам
он был застрелен в кабинете Троцкого, не простившего Щастному невыполнения
своего приказа об оставлении кораблей в Гельсингфорсе). Это произошло в ночь на
22 июня 1918 года.
Необходимая власти большевиков “мирная передышка” была
получена. Последовавшие революционные выступления в Германии позволили
Советскому правительству 13 ноября 1918 года аннулировать статьи
Брест-Литовского мира.
|