19 февраля 1938 г. Завершение дрейфа станции “СП-1”
В 11 часов 35 минут 21 мая 1937 года самолет “СССР
Н-170”, пилотируемый летчиком М.В. Водопьяновым, высадил на дрейфующую льдину в
районе Северного полюса (89 град. 25 мин. с.ш., 78 град. 40 мин. з.д.) первую в
мире геофизическую полярную станцию “Северный полюс - 1” (“СП-1”). Вслед за
“Н-170” на льдину сели еще 3 тяжелых самолета АНТ-6, доставивших необходимые
грузы и оборудование. Начальником “СП-1” был назначен И.Д. Папанин. Вместе с ним
на льдине оставались гидробиолог П.П. Ширшов, геофизик Е.К. Федоров и радист
Э.Т. Кренкель. Экспедицией по высадке станции руководил О.Ю. Шмидт.
Станция “СП-1” пробыла на льдине 274 дня. За это время она
была вынесена дрейфом льдов через пролив между Гренландией и Шпицбергеном в
Гренландское море. Здесь под влиянием сильных сжатий льдина, на которой
находилась станция, неоднократно разламывалась. Ввиду возникшей угрозы для жизни
четверки отважных полярников, было решено прекратить работу станции и
эвакуировать людей.
Из Москвы для спасения полярников в срочном порядке был
направлен только что построенный дирижабль “СССР - В6”. Для этой цели его
дооборудовали лебедкой для поднятия со льда людей и грузов. Экипаж “В6” был
набран за два дня из лучших командиров и специалистов с других дирижаблей. Карта
местности для прокладки курса полета была 1905 года. Это и послужило причиной
трагедии. Ночью 6 февраля 1938 года дирижабль врезался в необозначенную на карте
гору и сгорел за 30-40 секунд. Из 19 членов экипажа спаслось только 6.
Но в это время к “СП-1” уже шли корабли. 11 января 1938 года
от причала Мурманского порта к дрейфующей станции вышла моторная шхуна
“Мурманец”, 3 февраля - ледокольный пароход “Таймыр”, а 7 февраля - пароход
“Мурман”. Для обеспечения спасательной операции в море была направлена подводная
лодка “Д-3”. На гидрографическом корабле “Таймыр” впервые в истории Северного
флота находились самолеты-разведчики “Р-5” и “Ш-2”. Экспедицию по спасению
станции “СП-1” возглавил опытный полярник А.В. Остальцев. Вскоре к работам
присоединились подводные лодки “Щ-402” и “Щ-404”, которые обеспечивали
экспедицию связью с радиоцентром Северного флота. Во время этого похода
подводная лодка “Д-3” первой из советских подводных лодок пересекла нулевой
меридиан и вышла в Западное полушарие планеты. 13 февраля в Датском проливе эта
же лодка впервые прошла на глубине 50 метров около 1 км под арктическим льдом.
“Д-3” в этом походе командовал старший лейтенант В.Н. Котельников,
обеспечивающим на ней был командир бригады подводных лодок капитан I ранга К.Н.
Грибоедов.
Несмотря на сложные метеоусловия и штормящее море, “Таймыр” и
“Мурман” вышли к скоплению льдов. Дальше на поиски “СП-1” были посланы самолеты.
Летчики И. Черевичный, Г. Власов и М. Карабанов после нескольких вылетов
обнаружили на дрейфующей льдине станцию и навели на нее корабли. В это время она
находилась в точке с координатами 70°44’ с.ш., 19° 21’ з.д.
19 февраля 1938 года первыми подошли к “СП-1” моряки
“Мурмана”, затем прибыл и “Таймыр”. Сняв экспедицию, корабли 1 марта
благополучно вернулись на базу. “Мурманец” был зажат льдами и вынесен ими через
Датский пролив в Атлантический океан. Только 21 февраля “Мурманцу” удалось выйти
на чистую воду.
В результате работы “СП-1” были получены ценные научные
материалы из ранее совершенно не обследованного района Северного Ледовитого
океана. Станция “СП-2” была высажена на лед только 1 апреля 1950 года. Всего в
нашей стране работала 31 дрейфующая станция. Последняя из них - в 1991 году.
|