21 февраля 1899 г. Вышел в первое плавание ледокол “Ермак”
Одну из первых попыток бороться со льдами силой самих
судов предпринял царь Петр I. Еще в начале мая 1710 года во время перехода от
Кронштадта к Выборгу он приказал трем кораблям русской эскадры - шнявам “Лизет”,
“Феникс” и “Дегас” - пробиваться к уносимым льдами в море нескольким судам,
чтобы спасти их, а сам в течение всей ночи испытывал различные способы борьбы с
ледяными полями. Но только с появлением паровых судов стало возможным создание
первых ледоколов. Горячим сторонником постройки в России мощного ледокола,
способного преодолевать льды арктических морей являлся известный русский мореплаватель и ученый вице-адмирал С.О.
Макаров.
По инициативе и при активном участии Макарова в декабре 1897
года по заказу России на стапелях английской фирмы “Армстронг” в Ньюкасле был
заложен первый в мире ледокол, способный форсировать тяжелые льды двухметровой
толщины. 6 марта 1898 года по ходатайству сибирских организаций строящийся
ледокол назвали “Ермак”. Это имя ледокол получил в честь казачьего атамана
Ермака Тимофеевича, начавшего освоение Сибири. 17 октября 1898 года корпус
ледокола в торжественной обстановке был спущен со стапеля на воду. Достройка
судна шла быстро. После заводских испытаний “Ермак” был принят от завода и 21
февраля 1899 года вышел в первое плавание.
4 марта “Ермак” подошел к Кронштадту, сокрушая
80-сантиметровый лед на его рейде. В 1899 году, благодаря ледоколу, навигация в
Петербургском порту началась необычайно рано - уже 17 апреля в порт пришел
первый пароход. Летом 1899 года “Ермак” под командованием вице-адмирала С.О.
Макарова совершил поход в Арктику к острову Шпицберген для ледовых испытаний.
Вскоре на “Ермаке” впервые в мире нашло применение изобретение русского ученого
А.С. Попова - радиотелеграф. 24 января 1900 года на ледоколе приняли
радиосообщение с указанием выйти на спасение рыбаков, вынесенных в море на
льдине. 11 апреля этого же года ледокол стянул с камней о. Гогланд новейший
броненосец “Генерал-адмирал Апраксин”, выброшенный на берег жестоким штормом.
Спасение броненосца стоимостью в 4,5 млн. рублей сполна оправдало все расходы на
строительство “Ермака”. В эту же зиму ледокол освободил из ледового плена в
Финском заливе пароходы и крейсер “Громобой”.
В январе 1901 года на ледоколе на основании опыта двухлетней
эксплуатации изменили носовую часть корпуса, после чего “Ермак” снова
испытывался в водах Арктики, дойдя до Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Во
время русско-японской войны “Ермак”, преодолев лед в Либавском порту, провел
эскадру контр-адмирала Небогатова на чистую воду, открыв ей путь на Дальний
Восток.
За первые 12 лет эксплуатации ледокол провел во льдах свыше
1000 суток. После начала 1-й мировой войны ледокол-труженик был зачислен в
состав Балтийского флота и продолжал осуществлять проводку кораблей и судов в
Финском заливе. Когда в феврале 1918 года германские войска подошли к Ревелю,
ледокол вывел из порта все способные двигаться корабли и привел их в
Гельсингфорс. Затем предстоял еще тяжелейший Ледовый поход из Гельсингфорса в
Кронштадт. 211 боевых кораблей, вспомогательных и торговых судов провел он
вместе с другими ледоколами через Финский залив и спас все боевое ядро
Балтийского флота.
После этого ледокол вернулся к мирной службе и в 20-30-х
годах обеспечивал перевозки грузов на Балтике, в западном секторе Арктики и в
Белом море. В феврале 1938 года он участвовал в эвакуации полярников станции
“Северный полюс-1”.
4 октября 1941 года “Ермак” был мобилизован вновь. Он
участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и островов Финского залива,
проводил корабли для обстрела позиций врага, выводил на боевые позиции подводные
лодки. В июне 1944 года был разоружен и возвращен Главному управлению Северного
морского пути. 26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем “Ермака”
наградили орденом Ленина. В 1963 году корабль-ветеран вышел в свой последний
рейс в Арктику. В 1964 году “Ермак” был выведен из эксплуатации и разобран на
металл в Мурманске. В 1974 году на смену славному “Ермаку” в плавание вышел
новый ледокол с этим именем.
|