Военно-морской флот России


3 января 1934 г. Спущена на воду подводная лодка “П-1”

Описание  

 

Чрезвычайно эффективные действия германских субмарин против военных и торговых флотов стран Антанты во время 1-й мировой войны повлекли за собой бурное развитие этого класса военных кораблей. Уже к 1918 году во флотах воюющих стран появились подлодки самых разных типов. Но наиболее перспективным в это время казался класс океанских подводных крейсеров. Появившиеся в 1916 году лодки этого типа быстро прогрессировали и достигли своего апогея во французском проекте “Сюркуф”. Этот бронированный гигант с подводным водоизмещением 4381 т вступил в строй в 1934 году. Его вооружение включало два 203-мм орудия, 14 торпедных аппаратов с 32 запасными торпедами и даже гидросамолет. Несколько ранее в Англии построили подводный крейсер “Х-1”, несший четыре 152-мм пушки.

Идея создания океанской подводной лодки не осталась без внимания и в нашей стране. Уже в 20-е годы руководство ВМФ рекомендовало построить серию больших быстроходных субмарин, способных действовать совместно с эскадрой надводных кораблей. В 1930 году создать такую лодку взялся инженер А.Н. Асафов, работавший как репрессированный в Особом техническом бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро). По первоначальному проекту лодка должна была иметь две башни с 130-мм орудиями, 37-мм зенитную пушку, 6 торпедных аппаратов и обладать необычайно высокой скоростью надводного хода (23 узла). По замыслу конструктора такая скорость могла быть достигнута приданием корпусу лодки обводов эсминца. В результате высокий борт превращал субмарину в прекрасную мишень для артиллерии, а огромный запас плавучести (77%) увеличивал время погружения до 2 минут, что было вдвое выше нормы. Кроме того, в проекте была сохранена принятая еще 15 лет назад глубина погружения 45 м, явно не отвечающая современным требованиям. Тем не менее, проект подлодки IV серии был утвержден Реввоенсоветом СССР, и 21 мая 1931 года на Балтийском заводе в Ленинграде заложили головной подводный крейсер, а 19 декабря - еще два. Первоначально предполагалось присвоить лодкам этой серии названия “Правдист”, “Чекист” и “Искровец”, но позже их назвали в честь центральных газет: “Правда”, “Звезда” и “Искра”. Впоследствии к ним добавили и буквенно-цифровые обозначения “П-1”, “П-2”, “П-3”.

3 января 1934 года головная подводная лодка IV серии “Правда” была спущена на воду. Уже в ходе строительства лодок с критикой проекта выступила группа опытных инженеров-кораблестроителей, в том числе конструктор первых трех серий советских субмарин Б.М. Малинин. Компетентная комиссия выявила многочисленные недостатки проекта, вызвавшие необходимость его переработки. С большим трудом глубину погружения удалось довести до 60 м, сняв при этом вспомогательный дизель-генератор. Но это было в 1,5 раза меньше, чем у других подводных лодок даже более ранней постройки. Калибр орудий уменьшили со 130-мм до 100-мм. Огромных усилий потребовала переделка носовой части корпуса, не обеспечивавшей безопасную торпедную стрельбу. Но ряд существенных недостатков проекта устранить не удалось. Над Асафовым нависла угроза обвинения в “умышленном вредительстве” и, не выдержав психологического давления, он покончил с собой.

Переделки задержали достройку лодок, и их зачислили в состав Балтийского флота только 23 июля 1936 года. От дальнейшего строительства лодок этой серии отказались. К этому времени начинались работы по созданию лодок типа “К” XIV серии - лучших подводных крейсеров 2-й мировой войны.
“П-1” 8 сентября 1941 года с 20 тоннами боеприпасов и продовольствия вышла к осажденному гарнизону полуострова Ханко и погибла на переходе, подорвавшись на мине. “П-2” в октябре 1941 года вышла в Нарвский залив для обстрела занятого противником побережья, но из-за аварии механизмов вынуждена была вернуться на базу. Два месяца спустя в сложных ледовых условиях она доставила из Кронштадта в Ленинград 700 т топлива для электростанции, принятого в цистерны главного балласта. Во время перехода она получила 14 пробоин от снарядов немецких батарей, но груз доставила. Ремонт лодки признали нецелесообразным. После войны “П-2” использовалась как опытовая лодка, а затем была сдана на слом. “П-3” 23 сентября 1941 года получила повреждения от взрыва авиабомбы. После ремонта и усиления зенитного вооружения она была включена в систему ПВО Ленинграда, одновременно являясь зарядовой станцией подводных лодок. В 1944 году ее передали ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского. В конце 40-х годов “П-3” разобрали на металл.