3 января 1934 г. Спущена на воду подводная лодка “П-1”
Чрезвычайно эффективные действия германских субмарин против военных и
торговых флотов стран Антанты во время 1-й мировой войны повлекли за
собой бурное развитие этого класса военных кораблей. Уже к 1918 году во
флотах воюющих стран появились подлодки самых разных типов. Но наиболее
перспективным в это время казался класс океанских подводных крейсеров.
Появившиеся в 1916 году лодки этого типа быстро прогрессировали и
достигли своего апогея во французском проекте “Сюркуф”. Этот
бронированный гигант с подводным водоизмещением 4381 т вступил в строй в
1934 году. Его вооружение включало два 203-мм орудия, 14 торпедных
аппаратов с 32 запасными торпедами и даже гидросамолет. Несколько ранее
в Англии построили подводный крейсер “Х-1”, несший четыре 152-мм пушки.
Идея создания океанской подводной лодки не осталась без внимания и в
нашей стране. Уже в 20-е годы руководство ВМФ рекомендовало построить
серию больших быстроходных субмарин, способных действовать совместно с
эскадрой надводных кораблей. В 1930 году создать такую лодку взялся
инженер А.Н. Асафов, работавший как репрессированный в Особом
техническом бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро).
По первоначальному проекту лодка должна была иметь две башни с 130-мм
орудиями, 37-мм зенитную пушку, 6 торпедных аппаратов и обладать
необычайно высокой скоростью надводного хода (23 узла). По замыслу
конструктора такая скорость могла быть достигнута приданием корпусу
лодки обводов эсминца. В результате высокий борт превращал субмарину в
прекрасную мишень для артиллерии, а огромный запас плавучести (77%)
увеличивал время погружения до 2 минут, что было вдвое выше нормы. Кроме
того, в проекте была сохранена принятая еще 15 лет назад глубина
погружения 45 м, явно не отвечающая современным требованиям. Тем не
менее, проект подлодки IV серии был утвержден Реввоенсоветом СССР, и 21
мая 1931 года на Балтийском заводе в Ленинграде заложили головной
подводный крейсер, а 19 декабря - еще два. Первоначально предполагалось
присвоить лодкам этой серии названия “Правдист”, “Чекист” и “Искровец”,
но позже их назвали в честь центральных газет: “Правда”, “Звезда” и
“Искра”. Впоследствии к ним добавили и буквенно-цифровые обозначения
“П-1”, “П-2”, “П-3”.
3 января 1934 года головная подводная лодка IV серии “Правда” была
спущена на воду. Уже в ходе строительства лодок с критикой проекта
выступила группа опытных инженеров-кораблестроителей, в том числе
конструктор первых трех серий советских субмарин Б.М. Малинин.
Компетентная комиссия выявила многочисленные недостатки проекта,
вызвавшие необходимость его переработки. С большим трудом глубину
погружения удалось довести до 60 м, сняв при этом вспомогательный
дизель-генератор. Но это было в 1,5 раза меньше, чем у других подводных
лодок даже более ранней постройки. Калибр орудий уменьшили со 130-мм до
100-мм. Огромных усилий потребовала переделка носовой части корпуса, не
обеспечивавшей безопасную торпедную стрельбу. Но ряд существенных
недостатков проекта устранить не удалось. Над Асафовым нависла угроза
обвинения в “умышленном вредительстве” и, не выдержав психологического
давления, он покончил с собой.
Переделки задержали достройку лодок, и их зачислили в состав
Балтийского флота только 23 июля 1936 года. От дальнейшего строительства
лодок этой серии отказались. К этому времени начинались работы по
созданию лодок типа “К” XIV серии - лучших подводных крейсеров 2-й
мировой войны.
“П-1” 8 сентября 1941 года с 20 тоннами боеприпасов и продовольствия
вышла к осажденному гарнизону полуострова Ханко и погибла на переходе,
подорвавшись на мине. “П-2” в октябре 1941 года вышла в Нарвский залив
для обстрела занятого противником побережья, но из-за аварии механизмов
вынуждена была вернуться на базу. Два месяца спустя в сложных ледовых
условиях она доставила из Кронштадта в Ленинград 700 т топлива для
электростанции, принятого в цистерны главного балласта. Во время
перехода она получила 14 пробоин от снарядов немецких батарей, но груз
доставила. Ремонт лодки признали нецелесообразным. После войны “П-2”
использовалась как опытовая лодка, а затем была сдана на слом. “П-3” 23
сентября 1941 года получила повреждения от взрыва авиабомбы. После
ремонта и усиления зенитного вооружения она была включена в систему ПВО
Ленинграда, одновременно являясь зарядовой станцией подводных лодок. В
1944 году ее передали ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского. В конце 40-х годов
“П-3” разобрали на металл. |