10 января 1968 г. В состав флота вошел вертолетоносец
“Москва”
Впервые вертолеты появились на палубах кораблей в ноябре 1943 года в
американском флоте и использовались для посыльных и спасательных целей.
В нашей стране первая посадка вертолета “Ка-10” на палубу балтийского
крейсера “Максим Горький” была осуществлена летчиками Д. Ефремовым и Е.
Гридюшко 7 декабря 1950 года. В 1955 году прошли испытания вертолетов
“Ка-15” на крейсерах “Михаил Кутузов” и “Куйбышев” Черноморского флота.
Затем ВМФ СССР начал развиваться самобытным путем, в котором
необходимость иметь авианесущие корабли долгое время игнорировалось.
Только 15 декабря 1962 года на судостроительном заводе в Николаеве был
заложен первый противолодочный крейсер-вертолетоносец “Москва” проекта
1123, с которого началась эволюция нового класса авианесущих кораблей.
14 января 1965 года “Москва” была спущена на воду, а уже на следующий
день на освободившемся стапеле заложили новый аналогичный вертолетоносец
“Ленинград”.Водоизмещение вертолетоносцев составило 14600 тонн при
длине 189 м, ширине по ватерлинии 21,5 м и осадке 7,7 м. На полетной
палубе размером 81х34 м размещались 4 взлетно-посадочные площадки. Две
паротурбинные установки мощностью по 45 тыс. л.с. позволяли крейсерам
развивать скорость до 30 узлов и проплывать экономичным 15 узловым ходом
12000 миль. Вооружение крейсеров состояло из 14 противолодочных
вертолетов “КА-25ПЛ”, 2х2 ПУ ЗРК “Шторм” (боезапас 48 ракет), 1х2 ПУ
ПЛРК “Вихрь” (боезапас 8 ракетоторпед), 2х2 универсальных 57-мм орудий,
2х3 23-мм скорострельных пушек, 2х5 533-мм ТА (позже были сняты) и 2х12
РБУ. На крейсерах были установлены РЛС “Восход” и “Ангара”, а также
подкильная ГАС “Орион” и буксируемая ГАС “Вега”. Для подъема вертолетов
из подпалубного ангара использовались два 10-тонных подъемника. Экипаж
состоял из 840 человек.
10 января 1968 года крейсер “Москва” был зачислен в состав
Черноморского флота и надолго стал его флагманом. В 1970 году он принял
участие в широкомасштабных учениях флота “Океан”, в 1974 году почти 4
месяца находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по
оказанию помощи вооруженным силам Египта. Затем неоднократно совершал
дальние учебные плавания. С дружескими визитами заходил в порты Алжира,
Анголы, Нигерии. В 1972 году крейсер “Москва” был модернизирован для
посадки на палубу самолетов вертикального взлета-посадки “ЯК-38”. Первый
взлет самолета, пилотируемого летчиком-испытателем М.С. Дексбах,
состоялся 18 ноября 1972 года и навсегда вошел в историю нашего ВМФ.
Близнец “Москвы”, крейсер “Ленинград” вступил в строй в 1969 году и
эксплуатировался более интенсивно. Выполняя боевые задачи, трижды он
оказывался у берегов Египта, являлся флагманским кораблем отряда по
разминированию Суэцкого залива в 1974 году, посещал порты Сенегала,
Югославии, Алжира, Кубы. В 1987 году он прошел капитальный ремонт, а в
1991 году был исключен из состава ВМФ.
28 декабря 1975 года был сдан флоту головной противолодочный крейсер
с авиационным вооружением проекта 1143 “Киев”, специально созданный для
базирования самолетов “ЯК-38”, а также вертолетов “КА-25” и “КА-27”.
Всего по этому проекту было построено 4 корабля: “Киев”, “Минск”,
“Новороссийск” и “Баку” (с 4.10.1990 г. “Адмирал Флота Советского Союза
Горшков”). К сожалению, срок их службы был невелик. “Минск” и
“Новороссийск” были в 1995 году проданы Южной Корее как металлолом.
Корейцы после всестороннего изучения конструкции авианосца “Минск”
перепродали его Китаю. В настоящее время авианосец переделан в
развлекательный центр. “Киев” в 1985 году был награжден орденом Красного
Знамени, а через 8 лет его исключили из состава флота. В 2000 году
“Киев” и “Адмирал Горшков” были проданы Китаю.
Крейсер “Москва” находился в составе Черноморского флота до 1997
года, хотя после того, как в конце 80-х годов с вооружения были сняты
вертолеты “КА-25”, он потерял боевое значение. В мае 1995 года крейсеру
присвоили индекс “ПКР-108”, а имя “Москва” передали ракетному крейсеру
“Слава”, ставшему флагманом Российского Черноморского флота. В конце
1997 года “ПКР-108” был исключен из состава ВМФ, продан на металл и
отбуксирован в Индию. В настоящее время в строю ВМФ России находится
только один авианосец - ТАКР “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”. |