11 января 1936 г. Начало рекордного плавания лодки “Щ-117”
В конце 1935 года при формировании океанской стратегии РККФ, главной
задачей которой была блокада и уничтожение флота Великобритании,
исходили из опыта боевых действий германских подводных лодок в 1-ю
мировую войну. А он указывал на необходимость увеличения автономности
плавания находящихся в строю советских подводных лодок. В силу этой
доктрины нарком обороны Ворошилов поставил перед подводниками задачу -
отработать плавание лодок на полную их автономность. Политотделы стали
проводить эти опыты над подводниками под лозунгами “стахановского
движения”. Одной из первых совершила длительное автономное плавание
подводная лодка “Щ-117” (“Макрель”) 5-й бригады Тихоокеанского флота.
11 января 1936 года “Щ-117” под командованием Н.П. Египко по пробитому
во льду фарватеру вышла в море. Затем пять миль пришлось идти подо
льдом. Основная позиция лодки находилась южнее линии островов Аскольд -
мыс Поворотный, но несколько раз для обеспечения дальних перелетов
советских самолетов ей приходилось уходить от берега на сотни миль.
Конструкция лодки требовала регулярного всплытия для вентиляции
помещений, зарядки аккумуляторных батарей и пополнения запасов сжатого
воздуха. Зимние шторма не щадили ни лодку, ни людей. Дважды в ледяной
воде при штормовом ветре добровольцам пришлось проводить ремонтные
работы. Египко как командир лодки почти не покидал мостика. Морозный
ветер порой достигал 10 баллов. Сильная качка, обмерзание всех надводных
конструкций лодки, плохая видимость создавали значительные трудности,
особенно тем, кто нес в ночные часы вахту на мостике. Утром лодка
становилась похожей на айсберг, поэтому приходилось постоянно скалывать
лед. Но люди, определяя автономность свою и лодки, держались. “Макрель”
вернулась на базу лишь 20 февраля, пробыв в автономном плавании 40
суток, что в 2 раза превышало проектную автономность “Щук”. За это время
лодка прошла 3022,3 мили, из них 315,6 мили под водой. Пробыв в
подводном положении на ходу без всплытия 340 часов 35 минут, экипаж
установил еще один рекорд подводного плавания.
3 апреля постановлением ЦИК СССР весь экипаж лодки был награжден
орденами. “Макрель” стала первым в истории советского флота кораблем,
экипаж которого полностью состоял из орденоносцев. А плавания на
определение предела возможностей человека и машины продолжились.
Полученные результаты позволили усовершенствовать конструкцию лодок типа
“Щ” и довести их автономность до 40 суток.
После Великой Отечественной войны в соответствии с новой
классификацией кораблей ВМФ “Щ-117” переименовали в “С-117”. В 1950 году
она прошла капитальный ремонт. 15 декабря 1952 года в ходе плановых
учений “С-117” пропала без вести в южной части Татарского пролива. На ее
борту находилось 52 члена экипажа. |