13 января 1709 г. Основан Центральный военно-морской музей
13 января 1709 года Петр I издал Указ об основании в Санкт-Петербурге
при Адмиралтействе “Модель-каморы”, предназначенной для сбора и
бережного хранения моделей отечественных и трофейных кораблей, орудий,
знамен и других вещей, связанных с историей развития и победами
Российского флота. Первыми ее экспонатами стали модели и чертежи первых
российских кораблей. Один из параграфов петровского, 1722 года,
“Регламента о управлении Адмиралтейства и верфи” гласил: “Когда зачнут
который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль
строит, сделать половинчатую модель на доске и оную купно с чертежом по
спуске корабля отдавать в Коллегию Адмиралтейскую”.
Пополнению коллекции модель-каморы в XVIII веке способствовал
существовавший в то время обычай, при котором каждый кораблестроитель,
получая повышение в звании, дарил ей модель собственной работы.
В 1805 году Модель-камора была преобразована в Морской Адмиралтейский
музей, первым руководителем которого стал историк и мастер-моделист
лейтенант флота А.Я. Глотов. По его инициативе в 1809 году при музее
открылась модельная мастерская, начавшая проводить реставрационные
работы моделей. Отечественная война 1812 года прервала эти работы до
1814 года. С этого времени мастерская расположилась при музее в здании
Адмиралтейства.
С июня 1825 года директором музея назначен военно-морской историк и
писатель капитан-лейтенант Н.А. Бестужев (14 декабря 1825 года выведший
на Сенатскую площадь Гвардейский морской экипаж). При Бестужеве, а затем
при лейтенанте Д.И. Завалишине, тоже декабристе, музей превратился в
очаг пропаганды прогрессивных идей. Поэтому после подавления восстания
декабристов, в 1827 году Николай I приказал закрыть его. Богатые
коллекции были розданы учреждениям и частным лицам, но основной
модельный фонд, состоявший из около 600 моделей кораблей, остался в
запасниках музея. Мастерская перешла в ведение Санкт-Петербургского
военного порта. Лишь через 40 лет по требованию флотских офицеров музей
был возрожден.
Экспозиция музея значительно пополнилась экспонатами, переданными
известными русскими мореплавателями и исследователями А.С. Грейгом, П.В.
Чичаговым, В.М. Головиным, Ю.Ф. Лисянским, И.Ф. Крузенштерном, Ф.Ф.
Беллинсгаузеном, М.П. Лазаревым, А.А. Поповым, С.О. Макаровым и другими
морскими офицерами, а также членами их семей. Самые крупные модели
кораблей в масштабе 1:12 поступили из музея Кронштадта. 20 моделей для
музея изготовил один из лучших моделистов того времени И. Егоров.
Некоторые из них отмечены в 1862 году золотыми медалями Всемирной
выставки в Лондоне. За мастерство солдатский сын Иван Егоров был
удостоен звания майора.
После революции Морской музей был реорганизован и вновь открыт 24
февраля 1918 года, став единственным в то время в стране действующим
военным музеем. С 1930 года возобновила работу модельная мастерская. В
конце 1939 года экспозицию музея перевели в здание бывшей Фондовой
биржи. В годы Великой Отечественной войны музей эвакуировали в
Ульяновск. В Ленинграде были оставлены только самые крупные модели
кораблей.
В настоящее время фонды музея насчитывают более 700 тысяч экспонатов,
в том числе более 2 тысяч моделей кораблей, 7 тысяч образцов оружия и
боевой техники, около 3 тысяч знамен и флагов, свыше 1400 произведений
изобразительного искусства. В коллекции музея находится много уникальных
исторических экспонатов, таких как дубовый челн Киевской Руси Х века до
нашей эры, ботик Петра I, модель галеры магистра Мальтийского ордена,
которая с 1568 года хранилась в соборе острова Мальты, а в 1796 году
была подарена Павлу I. Еще одна модель галеры относится к началу XVII
века. Ее подарили Петру I в Париже в 1717 году. Есть в музее
скульптурные украшения парусных кораблей, личные вещи героев морских
сражений, гравюры XVII-XVIII веков, полотна известных маринистов И.К.
Айвазовского, А.П. Боголюбова, А.К. Беггрова. Но самым ценнейшим
экспонатом музея считается модель 30-пушечного фрегата. Ее изготовил сам
Петр I в 1698 году по возвращению из Голландии и Англии. В свое время
модель служила эталоном для постройки русских фрегатов.
В настоящее время музей является одним из старейших морских музеев
мира, с лучшей коллекцией моделей кораблей и судов. Однако 12 залов
Центрального военно-морского музея и 4 его филиала (Кронштадская
крепость, крейсер “Аврора”, Чесменская церковь и экспозиция “Дорога
жизни” в поселке Осиновец на берегу Ладожского озера) могут представить
посетителям только небольшую часть всей своей коллекции. |