14 января 1701 г. Указ о создании в Москве Навигацкой школы
Основанная Указом Петра I от 14 января
1701 года, школа навигацких и математических наук стала первым в России
военно-морским училищем. Первоначально она располагалась в Замоскворечье,
в мастерских Полотняного двора при Кадашевской слободе. Эти помещения были
тесны, находились в низине и не были приспособлены для ведения
астрономических наблюдений, поэтому уже в июне учебное заведение перевели
в помещение Сухаревой башни. Школа подчинялась Оружейному приказу и
возглавлялась одним из просвещеннейших деятелей того времени боярином Ф.А.
Головиным. Непосредственно за жизнью школы наблюдал дьяк А. Курбатов,
талантливый администратор, будущий вице-губернатор Архангельска.
Прием в школу ограничений не имел. Срок обучения установлен не был, но самые способные
заканчивали ее за 4 года. В школе обучали черчению, арифметике,
геометрии, тригонометрии с их практическими приложениями в геодезии и
мореплавании. Для всех учащихся были обязательны занятия фехтованием -
“рапирной наукой”, за успехи в которой даже прибавлялось содержание. Не
знающих грамоты юношей обучали чтению и письму. Высшей ступенью считались
флотские науки: навигация, морская астрономия, география, а также ведение
шканечного журнала и счисление пути корабля. Петр I внимательно следил,
чтобы Навигацкая школа не знала нужды в оборудовании и учебных пособиях.
Сподвижник царя Яков Брюс в 1702 году оборудовал здесь обсерваторию с
телескопами и астрономическими инструментами.
К 1703 году в школе насчитывалось уже 300 учеников.
Первый выпуск из 64 человек состоялся в 1705 году. Новоиспеченные
“навигаторы” были определены во флот, а также в гражданские и военные
государственные учреждения. Многие из них отличились в Северной войне со
шведами, стали известными мореплавателями и учеными. Выпускники
Навигацкой школы стали первыми в России геодезистами и картографами.
Указом Петра I от 1 октября 1715 года 200 учеников
старших мореходных классов были переведены в Санкт-Петербург, где
открылась Академия морской гвардии. Еще 100 человек были приняты в
Академию на месте. Ее выпускникам присваивалось звание гардемарин.
Арифметические классы школы оставались в Москве до 1752 года в качестве
подготовительных курсов для Академии морской гвардии.
В 1752 году Академия была преобразована в Морской
шляхетский (дворянский) кадетский корпус, который под различными
названиями просуществовал в России до марта 1918 года, а за границей (в
Бизерте) до октября 1924 года. В 1919 году на его базе было создано
Училище командного состава флота, преобразованое 10 октября 1922 года в
Военно-морское училище. 7 января 1926 года ему присвоили имя М.В. Фрунзе.
1ноября 1998 года его объединили с ВВМУ подводного плавания им. Ленинского
комсомола в Санкт-Петербургский Военно-морской институт. В январе 2001
года он был переименован в Морской корпус Петра Великого. За 300 лет это
старейшее военно-морское учебное заведение подготовило для российского
флота более 30 тысяч офицеров. А в Москве в 2000 году была вновь создана
Первая Московская Навигацкая школа.
|
В конце 1877
года в Севастополе под руководством капитан-лейтенанта С.О. Макарова были
испытаны первые самодвижущиеся мины Уайтхеда (торпеды), полученные благодаря
активному содействию заведующего минной частью на флоте контр-адмирала К.П.
Пилкина. В качестве торпедных аппаратов использовались деревянные трубчатые
футляры, подвешенные под днище парового катера и обеспечивавшие пуск торпеды с
дистанции до 100 м.
В ночь на 16 декабря катера “Чесма” и “Сухум-Кале” были
спущены на воду с парохода “Великий князь Константин” в 6 милях от Батума, на
рейде которого стояли корабли турецкой эскадры. У “Чесмы” мина находилась в
футляре под днищем, а “Сухум-Кале” вез ее на плотике, так как на катере мина не
умещалась
Однако турки по агентурным данным узнали о готовившемся
нападении, соблюдали ночью тщательную маскировку и выставили сильное охранение.
И все же русским катерам удалось незаметно приблизиться к броненосцу “Махмудие”
и атаковать его. Выпущенная с “Чесмы” мина ударилась в якорную цепь турецкого
корабля, надломилась и взорвалась, не причинив ему вреда, а мина с “Сухум-Кале”
просто выскочила на берег. Первая в истории России торпедная атака была
неудачной. (Первое в истории флотов использование торпедного оружия произошло за
год до этого - английское судно “Шах” атаковало перуанский монитор “Гаускар”, но
мина прошла мимо). Неудача не смутила русских моряков, и Макаров стал готовить
свои катера к новым рейдам.
Спустя месяц, в ночь на 14 января 1878 года катера “Чесма” под
командованием лейтенанта И.М. Зацаренного и “Сухум-Кале” под командованием
лейтенанта О.И. Щешинского второй раз появились на Батумском рейде. Взошедшая
луна осветила семь судов и несший охранение военный пароход “Интибах”
водоизмещением 160 т. С 50 м катера выпустили по нему две торпеды. Обе попали в
цель, но взорвалась только одна. Мощный взрыв переломил “Интибах”, пароход лег
на правый борт и в течение двух минут пошел ко дну с большей частью экипажа.
Это было первое в истории результативное применение торпедного оружия, но оно
было и последней операцией на Черном море в русско-турецкой войне 1877-1878
годов. Заключенный в Сан-Стефано 19 февраля мирный договор положил конец войне,
в которой русский флот прославил себя блестящими победами маленьких минных
катеров над сильнейшим турецким флотом.
|