Военно-морской флот России


16 января 1820 г. Открытие Антарктиды

Описание  

 

4 июля 1819 года из Кронштадта вышли в длительное плавание сразу две экспедиции. Шлюпы “Восток” и “Мирный” отправились в антарктические воды на поиски Южного материка, а однотипные им шлюпы “Открытие” и “Благонамеренный” должны были попытаться пройти из Тихого океана в Атлантический через Ледовитый океан. Экипажи кораблей были укомплектованы военными моряками-добровольцами. Начальник первой экспедиции капитан 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен держал флаг на шлюпе “Восток”. “Мирным” командовал лейтенант М.П. Лазарев. Шлюпом “Открытие” командовал капитан-лейтенант М.Н. Васильев, а шлюпом “Благонамеренный” - капитан-лейтенант Г.С. Шишмарев. Корабли были построены на отечественных верфях в 1818 году.

Первоначально “Мирный” имел название “Ладога”, а “Благонамеренный” - “Свирь”, но за три месяца до начала экспедиций шлюпы были переименованы Александром I. Перед походом корпуса кораблей укрепили и обшили медными листами.

После длительного плавания корабли экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена 8 декабря пересекли 45° ю.ш., а с 15 декабря на карте южного полушария стали появляться названия новых островов, мысов, заливов, открытых и описанных русскими мореплавателями. Были подробно изучены Южные Сандвичевы о-ва. При подходе к намеченной цели, небольшие парусные шлюпы вынуждены были проплывать вблизи льдов и айсбергов, часто в тумане. 4 января 1820 года на широте 60° 39’ путь кораблям преградили сплошные льды. Беллинсгаузен повернул шлюпы на восток, надеясь найти проход во льдах. Участник экспедиции профессор И.М. Симонов писал об этих днях: “Мы скитались во мраке туманов между бесчисленным множеством огромных плавающих льдин, беспрестанно в страхе быть раздробленными сими громадами... Хлад, снег, сырость, частые и жестокие бури беспрестанно нам сопутствовали в местах сих”.
16 января 1820 года, достигнув точки 69° 21’ ю.ш. и 2° 14’ з.д., русские мореплаватели увидели сплошное ледяное холмистое поле, простиравшееся до горизонта. Это был новый материк, Антарктида, официальной датой открытия которой с тех пор считается 16 января 1820 года. Чтобы убедиться в этом, 21 января, 2, 5 и 6 февраля русские корабли, лавируя среди айсбергов, подходили вплотную к ледяным массивам материка. Исследование Антарктиды продолжилось до середины февраля, а затем шлюпы отправились к берегам Австралии. 5 марта, с целью осмотра большей части океана, шлюпы разделились и до 29 марта шли вне видимости друг друга.

После месячного ремонта и пополнения запасов в Порт-Джексоне (Сиднее) 8 мая 1820 года экспедиция продолжила исследования в Тихом океане, где открыла много островов. В сентябре шлюпы вернулись в Порт-Джексон и после очередного ремонта 31 октября вновь отправились к Антарктиде. Русские моряки дважды пересекли Южный полярный круг, сделав ряд географических открытий в Западном полушарии Антарктиды. 30 января 1821 года экспедиция покинула воды Антарктики и 27 февраля шлюпы прибыли в Рио-де-Жанейро.

Корабли вернулись в Кронштадт 24 июля 1821 года. За два года они прошли около 50 тысяч миль, кроме Антарктиды открыли 29 островов и коралловую мель, уточнили положение еще нескольких островов, собрали ценные научные материалы. За время всего плавания русская экспедиция потеряла три человека.

2 августа 1822 года в Кронштадт вернулись “Открытие” и “Благонамеренный”.

Шлюп “Восток” был разобран в Кронштадте в 1828 году, а “Мирный” - в 1830 году. В 1820 году по проекту “Мирного” были построены еще два шлюпа - “Свирь” и “Ладога”. Ночью 7 октября 1824 года “Свирь” наскочил на камни в Финском заливе. Команда спаслась, а поврежденный корпус корабля затонул и сейчас лежит у о. Нерва.