22 января 1769 г. Утверждена программа строительства
“новоизобретенных кораблей”
Для обеспечения боевых действий в придунайских районах и борьбы с
турецкими эскадрами в Азовском и Черном морях, в начале русско-турецкой
войны 1768-1774 годов было решено воссоздать Азовскую флотилию, для чего
построить на реке Дон и его притоках морские корабли и оборудовать порт
в Таганроге. Сложности в проводке морских судов через мелководное устье
и гирла Дона и небольшие глубины у побережья Азовского моря заставили
приступить к разработке новых типов кораблей, которые можно было
провести в Таганрог, и которые могли успешно противостоять в морских
условиях крупным турецким судам.
На основании доклада вице-адмирала
Г.А. Спиридова и контр-адмирала А.Н. Сенявина 24 декабря 1768 года
Адмиралтейств-коллегия представила “рассуждения и предложения” о новых
типах судов для Азовской военной флотилии. Эти “предложения”
предусматривали разработку чертежей и постройку 4 различных типов особых
по конструкции, почти плоскодонных морских кораблей с малой осадкой,
получивших в дальнейшем название “новоизобретенные корабли”. 22 января
1769 года последовал указ императрицы Екатерины II, утверждающий
программу строительства 12 “новоизобретенных кораблей”. Этим же указом
для осуществления программы выделялось 100 тысяч рублей и поручалось
Адмиралтейств-коллегии определить сколько судов каждого типа надлежит
построить.
Первый тип представлял один трехмачтовый корабль “Хотин” длиной 31,8
м, шириной 8,25 м и осадкой при полной нагрузке 2,75 м. Он был вооружен
шестнадцатью 12-фунтовыми орудиями и имел экипаж 157 человек.
Во второй, самый многочисленный, тип вошли 7 двухмачтовых кораблей:
“Азов”, “Таганрог”, “Новопавловск”, “Корон”, “Журжа”, “Модон” и “Морея”,
каждый длиной 31,5 м, шириной 8,55 м, осадкой порожнем 1,53 м и при
полной нагрузке 2,44 м. Их вооружение состояло из четырнадцати
12-фунтовых орудий и двух бомбических однопудовых гаубиц, экипаж
насчитывал 128 человек.
По третьему типу было построено 2 бомбардирских корабля длиной 18,3
м, шириной 5,2 м и осадкой в полном грузу 1,83 м, вооруженные каждый
одной двухпудовой мортирой, двумя бомбическими однопудовыми гаубицами и
восемью 3-фунтовыми пушками. Экипаж этих небольших судов состоял из 60
человек.
Четвертый тип представлял из себя транспортное двухмачтовое судно
длиной 26,2 м, шириной 7,35 м и полной осадкой 2,44 м, предназначенное
для подвоза провианта и оказания помощи в проводке кораблей через мели.
Таких судов должно было быть построено два - “Яссы” и “Бухарест”. Их
вооружение состояло из двенадцати 6-фунтовых пушек, а экипаж из 57
человек на каждом. При утверждении программы “Яссы” перевели в
бомбардирское судно, установив на нем 2 трехпудовые мортиры.
В сентябре 1769 года по 6 кораблей были заложены на Новопавловской и
Икорецкой верфях. Руководил строительством кораблестроитель
подполковничьего ранга С.И. Афанасьев, впоследствии известный
кораблестроитель на юге России. Литье 154 пушек для строящихся судов
возлагалось на заводы братьев Баташовых во Владимирской губернии, а
мортиры и гаубицы отливал Московский арсенал.
В июне-сентябре 1770 года все корабли первых трех типов прибыли в
Таганрог и к весне 1771 года составили основу Азовской флотилии. “Яссы”
и “Бухарест” пришли в Таганрог соответственно в мае 1771 и июле 1772
годов.
“Новоизобретенные корабли” хорошо показали себя в условиях
прибрежного плавания в Азовском море, однако в Черном море они уступали
более мореходным турецким линейным кораблям и фрегатам. |