23 января 1918 г. Принят декрет о национализации торгового
флота
После Октябрьской революции одним из первых шагов Совета Народных
Комиссаров по реорганизации морского флота России стал, принятый 24
ноября 1917 года, декрет, запрещающий продавать, отдавать и закладывать
отечественные суда иностранным государствам или частным лицам. Русские
судовладельцы встретили декрет враждебно, стали уводить свои суда в
иностранные порты, были отмечены случаи их поджога и затопления. Поэтому
Совнаркомом РСФСР в срочном порядке 23 января 1918 года был принят
декрет о национализации торгового флота, передававший в государственный
сектор более 900 морских судов. К сожалению, большая часть этих судов в
1918 году оказалась в руках белогвардейцев и интервентов. Одновременно
накопившиеся за время мировой и гражданской войн долги и необходимость
срочного ремонта части оказавшихся за границей русских судов заставили
их владельцев распродавать их по низким ценам. Много русских судов,
находившихся в распоряжении союзников царской России во время 1-й
мировой войны, было ими реквизировано после подписания советской Россией
Брестского мирного договора с Германией. Все это привело к тому, что к
концу гражданской войны в составе морского флота РСФСР сохранилось
только около 13% довоенных судов, возраст большинства из которых
перевалил за два десятка лет.
Для возврата угнанных за рубеж судов отечественного флота в августе 1922
года органам НКПС, Моркома, ГПУ, НКИД, НКВТ была разослана инструкция,
обязавшая их “принимать все зависящие от них меры к задержанию
приходящих под каким-либо иностранным флагом судов, составляющих в
действительности собственность РСФСР в силу декрета о национализации
торгового флота от 23 января 1918 г.”.
Для возвращения торговых судов из-за рубежа применялись механизмы
судебного разбирательства, была обещана амнистия участникам
белогвардейского движения, предпринимались попытки решить вопрос
возврата судов по дипломатическим каналам, а также с помощью спецслужб.
Благодаря этим мерам удалось вернуть в Россию часть пароходов
Добровольного флота. Впоследствии они составили основу образованного 18
июля 1924 года, акционерного общества “Совторгфлот”. Получить из-за
границы пароходы РОПиТ не удалось. Несколько судов было поднято
специалистами ЭПРОНа и после ремонта введено в состав гражданского
флота.
24 января 1925 года на Балтийском заводе в Ленинграде состоялась
закладка первых 4 советских пароходов. Так как в то время лес являлся
одной из основных статей советского экспорта, эти пароходы были
лесовозами. К осени 1927 года они вошли в состав “Совторгфлота”. |