Военно-морской флот России


24 января 1916 г. Первое применение гидроавиации в качестве ударной силы

Описание  

 

С началом Трапезондской наступательной операции русской Кавказской армии Черноморский флот провел несколько успешных операций по высадке морских десантов, подавления береговых батарей, обстрелу турецких позиций и срыву перевозок турецких войск и грузов на Черном море. Одной из таких операций было нанесение удара по портовому городу и центру турецкой угольной промышленности Зунгулдаку.

К Зунгулдаку была направлена 1-я маневренная группа кораблей Черноморского флота, в которую вошли: линкор “Императрица Мария”, крейсер “Кагул”, эсминцы “Заветный”, “Завидный”, “Поспешный”, “Громкий” и два авиатранспорта, или как их тогда называли - гидрокрейсера, “Император Александр I” и “Император Николай I” с 14 гидросамолетами “М-5” и “Кертис” на борту. Около 10 часов утра 24 января 1916 года в 32 милях от берега основные силы группы остановились, а авиатранспорты в сопровождении двух эсминцев пошли дальше.

На расстоянии 17 миль от турецкого берега авиатранспорты за 40 минут спустили самолеты на воду и отошли на север. Из 14 гидросамолетов долететь до Зунгулдака смогли только 11, три самолета из-за неисправностей вернулись и сели на воду. Вначале турки приняли приближавшиеся самолеты за разведчиков или корректировщиков огня корабельной артиллерии. Такое уже случалось в Босфоре. Но для разведки их было слишком много, а корректировать огонь было не кого - русские корабли с берега не просматривались. Каково же было их изумление, когда с самолетов на порт и шахты посыпались бомбы. Налет продолжался около часа. Несмотря на низкую облачность и сильный ружейно-артиллерийский огонь, русские морские летчики достигли хорошей точности бомбометания. Всего было сброшено 18 пудовых и 20 десятифунтовых авиабомб общим весом 368 кг. В результате авианалета на шахтах возник пожар, было разрушено здание железнодорожного узла, а у причалов был потоплен стоявший под погрузкой угля пароход “Ирмингард” водоизмещением около 7000 т. Еще два парусных судна получили повреждения. Все самолеты, участвовавшие в налете, благополучно вернулись и были подняты на борт авиатранспортов. В момент посадки гидросамолета лейтенанта Р.Ф. Эссена на воду у борта авиатранспорта “Император Александр I” корабль был атакован германской подводной лодкой “UB-7”. Обнаружив угрозу, авиатранспорт дал полный ход и ушел от удара, а Р.Ф. Эссен поднял самолет в воздух и некоторое время охранял уходившие на север корабли от подводных лодок.

Но не материальные потери противника имело главное значение в этот день. 24 января 1916 года русской морской авиацией был нанесен первый самостоятельный удар по противнику. В этой операции главной ударной силой были гидрокрейсера с самолетами на борту, а линкор, крейсер и эсминцы только прикрывали их от кораблей неприятеля. В русском флоте появились новые ударные корабли - авианосцы. В этот же день, по сути дела, была предпринята первая попытка организации противолодочной обороны кораблей с воздуха. Следующая подобная операция была проведена 25 августа 1916 года против австро-венгерских войск в Варне.