24 января 1916 г. Первое применение гидроавиации в качестве
ударной силы
С началом Трапезондской наступательной операции русской Кавказской армии
Черноморский флот провел несколько успешных операций по высадке морских
десантов, подавления береговых батарей, обстрелу турецких позиций и
срыву перевозок турецких войск и грузов на Черном море. Одной из таких
операций было нанесение удара по портовому городу и центру турецкой
угольной промышленности Зунгулдаку.
К Зунгулдаку была направлена 1-я маневренная группа кораблей
Черноморского флота, в которую вошли: линкор “Императрица Мария”,
крейсер “Кагул”, эсминцы “Заветный”, “Завидный”, “Поспешный”, “Громкий”
и два авиатранспорта, или как их тогда называли - гидрокрейсера,
“Император Александр I” и “Император Николай I” с 14 гидросамолетами
“М-5” и “Кертис” на борту. Около 10 часов утра 24 января 1916 года в 32
милях от берега основные силы группы остановились, а авиатранспорты в
сопровождении двух эсминцев пошли дальше.
На расстоянии 17 миль от турецкого берега авиатранспорты за 40 минут
спустили самолеты на воду и отошли на север. Из 14 гидросамолетов
долететь до Зунгулдака смогли только 11, три самолета из-за
неисправностей вернулись и сели на воду. Вначале турки приняли
приближавшиеся самолеты за разведчиков или корректировщиков огня
корабельной артиллерии. Такое уже случалось в Босфоре. Но для разведки
их было слишком много, а корректировать огонь было не кого - русские
корабли с берега не просматривались. Каково же было их изумление, когда
с самолетов на порт и шахты посыпались бомбы. Налет продолжался около
часа. Несмотря на низкую облачность и сильный ружейно-артиллерийский
огонь, русские морские летчики достигли хорошей точности бомбометания.
Всего было сброшено 18 пудовых и 20 десятифунтовых авиабомб общим весом
368 кг. В результате авианалета на шахтах возник пожар, было разрушено
здание железнодорожного узла, а у причалов был потоплен стоявший под
погрузкой угля пароход “Ирмингард” водоизмещением около 7000 т. Еще два
парусных судна получили повреждения. Все самолеты, участвовавшие в
налете, благополучно вернулись и были подняты на борт авиатранспортов. В
момент посадки гидросамолета лейтенанта Р.Ф. Эссена на воду у борта
авиатранспорта “Император Александр I” корабль был атакован германской
подводной лодкой “UB-7”. Обнаружив угрозу, авиатранспорт дал полный ход
и ушел от удара, а Р.Ф. Эссен поднял самолет в воздух и некоторое время
охранял уходившие на север корабли от подводных лодок.
Но не материальные потери противника имело главное значение в этот
день. 24 января 1916 года русской морской авиацией был нанесен первый
самостоятельный удар по противнику. В этой операции главной ударной
силой были гидрокрейсера с самолетами на борту, а линкор, крейсер и
эсминцы только прикрывали их от кораблей неприятеля. В русском флоте
появились новые ударные корабли - авианосцы. В этот же день, по сути
дела, была предпринята первая попытка организации противолодочной
обороны кораблей с воздуха. Следующая подобная операция была проведена
25 августа 1916 года против австро-венгерских войск в Варне. |