25 января 1943 г. Завершен переход подводной лодки “С-51”
К лету 1941 года в составе Тихоокеанского флота находилось 85 подводных
лодок различных типов, в то время как на Северном флоте их было всего
15. С началом боевых действий Северный флот оказался на главном морском
операционном направлении и нуждался в срочном усилении. Поэтому осенью
1942 года Государственный Комитет Обороны решил отправить с Дальнего
Востока на Север 6 подводных лодок. Им пред-стояло пройти 17 тысяч миль
через 2 океана и 9 морей по маршруту Датч-Харбор - Сан-Франциско -
Панамский канал - Гуантанамо - Галифакс - Розайт - Полярное. Командовать
экспедицией поручили Герою Советского Союза капитану I ранга А.В.
Трипольскому.
25 сентября первыми покинули Петропавловск-Камчатский и взяли курс на
США подводные минные заградители “Л-15” капитан-лейтенанта В.И. Комарова
и “Л-16” капитан-лейтенанта Д.Ф. Гусарова. 5 октября из Владивостока в
путь отправились “С-54” капитана 3 ранга Д.К. Братишко и “С-55” капитана
3 ранга Л.М. Сушкина. Утром 6 октября также из Владивостока вышли лодки
“С-51” капитана 3 ранга И.Ф. Кучеренко (с А.В. Трипольским) и “С-56”
капитан-лейтенанта Г.И. Щедрина. Переход оказался очень тяжелым и
опасным. 11 октября на пути из Датч-Харбора к Сан-Франциско в точке с
координатами 45° 41’ с.ш., 138° 56’ з.д. лодка “Л-16” была торпедирована
неизвестной (вероятно японской “I-25”) подводной лодкой и в течение 30
секунд затонула со всем экипажем. Спустя несколько минут еще одна
торпеда прошла перед носом “Л-15”. В проливе Акутан торпеда неизвестной
подводной лодки попала в середину “С-56”, но по счастливой случайности
не разорвалась. Перед входом в Саргасово море две торпеды промчались
вдоль борта “С-54”. Через несколько дней лодки попали в сильный ураган,
после которого они были вынуждены встать на ремонт в Галифаксе. В
Северной Атлантике лодки снова вошли в полосу штормов, причинивших
серьезные повреждения “Л-15”. И все-таки, 5 тихоокеанских лодок
благополучно пришли в Полярное. Первой 25 января 1943 года завершила
переход и вошла в состав Северного флота лодка “С-51”. 8 марта в
Полярное пришли “С-55” и “С-56”. 29 мая в Кольский залив вошла, долго
ремонтировавшаяся в Шотландии, “Л-15”. Последней из лодок пункт
назначения 7 июня достигла “С-54”.
Лодки приняли активное участие в боевых действиях в Заполярье. “Л-15”
совершила 7 боевых походов, осуществила 4 минные постановки и
торпедировала тральщик. “С-51” совершила 7 боевых походов, потопила
корабль ПЛО “UJ-1202” и по неподтвержденным данным потопила еще 3
транспорта и повредила 1 транспорт. В 1944 году “С-51” была награждена
орденом Красного Знамени. В настоящее время рубка лодки установлена в
качестве мемориала в поселке подводников Гремиха Мурманской области.
“С-54” в марте 1944 года не вернулась на базу из четвертого боевого
похода. “С-55” также погибла в декабре 1943 года во время четвертого
боевого похода. К этому времени на ее боевом счету были потопленные
транспорт “Штурцзее”, плавбаза “Аммерланд” и поврежденный транспорт.
“С-56” совершила 7 боевых походов, потопила танкер “Ойроштадт”,
транспорт “Генриетта Шульце”, тральщик “М-346”, СКР “Nki-09” и повредила
транспорт (торпеда попала в цель, но не взорвалась). По неподтвержденным
данным “С-56” потопила также еще судно и сторожевой корабль. 31 марта
1944 года лодка была награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля
1945 года стала гвардейской. В 1953 году она возвратилась по Северному
морскому пути во Владивосток, завершив кругосветное плавание. В мае 1975
года “С-56” была установлена во Владивостоке в качестве мемориала и
филиала музея Тихоокеанского флота. |