Военно-морской флот России


1 июля 1958 г. Поднят флаг на атомной подводной лодке “К-3”

Описание  

 

     
9 сентября 1952 года И.В. Сталин подписал решение о начале работ по созданию первой отечественной подводной лодки с атомной главной энергетической установкой (ГЭУ). Руководителем работ был назначен один из ведущих специалистов подводного кораблестроения В.Н. Перегудов. Главным конструктором реактора стал академик Н.А. Доллежаль, разработкой парогенераторов занялся Г.А. Гасанов. К работе над принципиально новым проектом подводной лодки были привлечены лучшие конструктора и научные работники страны. Разработку и финансирование проекта, которому был присвоен номер 627, возложили на Министерство среднего машиностроения. Одновременно Главным штабом ВМФ начался подбор и подготовка экипажа для новой лодки. Командиром “К-3”, так называлась лодка, назначили капитана 2 ранга Л.Г. Осипенко, его старшим помощником стал капитан-лейтенант Л.М. Жильцов.

Это был принципиально новый корабль не только из-за его атомного ГЭУ - даже внешние обводы корабля были для того времени уникальными и создавались для обеспечения наилучшего хода под водой. Надводное водоизмещение лодки составляло 4200 т, подводное - 5000 т. Длина корпуса 110 м, высота - 9,1 м, ширина - 6,7 м. Два атомных реактора работали на две паровые турбины. Мощность ГЭУ составляла 30 тыс. л.с. Турбины вращали 2 винта. Максимальная скорость лодок этого проекта достигала 30 узлов (у первой американской атомной ПЛ “Наутилус”, построенной в 1955 году, скорость хода была 20 узлов). Глубина погружения - до 350 метров. Экипаж состоял из 86 человек. Первоначально лодку планировалось вооружить гигантской, занимавшей два отсека, торпедой (длина 28 м, диаметр 1,5 м) с водородной боеголовкой и еще двумя торпедами с меньшими ядерными зарядами. Однако в проект вовремя были внесены существенные изменения, и лодку оснастили 8 торпедными аппаратами и 20 торпедами нормальных размеров, как с ядерными, так и с обычными боеголовками. Лодка также имела 3 радара и 2 сонара.

17 ноября 1954 года в Ленинграде начала работать макетная комиссия, включавшая представителей ВМФ и отраслей промышленности. Затем строительство лодки продолжилось на стапеле судостроительного завода в Северодвинске. Параллельно на базе научного центра в Обнинске проводился монтаж и испытания атомной ГЭУ. Ее физический пуск был осуществлен 8 марта 1955 года под руководством академика А.П. Александрова.

В августе 1957 года в условиях строгой секретности первую атомную подводную лодку спустили на воду. Еще год ее достраивали и испытывали. И вот, 1 июля 1958 года, в присутствии Главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г. Горшкова на лодке был торжественно поднят военно-морской флаг СССР, после чего она вышла в Белое море. 4 июля, впервые в отечественном флоте, подводная лодка с атомной энергетической установкой погрузилась и прошла под водой первые мили.

Доводка конструкции “К-3” продолжалась еще довольно долго. Официально программа ходовых испытаний была закончена в декабре 1958 года погружением на глубину 300 метров и автономным плаванием в течение двух суток на большой скорости. Но потом ее еще долго доводили и испытывали в процессе эксплуатации. В июне 1959 года за участие в создании и испытании первой атомной подводной лодки весь ее экипаж был награжден орденами и медалями. Командир лодки Л.Г. Осипенко стал Героем Советского Союза. Это было первое присвоение такого высокого звания с момента окончания 2-й мировой войны.

В это время со стапелей Северодвинска начали сходить серийные лодки, построенные по скорректированному проекту 627А. В конце 1959 года были переданы флоту “К-5”, “К-8” и “К-14”. Всего в Северодвинске в 1958-1964 годах было построено 13 подводных лодок проектов 627 и 627А.

17 июля 1962 года “К-3” первой в отечественном флоте достигла под водой Северного полюса и всплыла в непосредственной близости от него. В сообщениях об этом событии лодку называли “Ленинский комсомол”.

8 сентября 1967 года в Норвежском море в первых двух отсеках лодки возник сильный пожар. Загерметизировав эти отсеки “К-3” всплыла на поверхность и своим ходом вернулась на базу. Авария унесла жизни 39 моряков. В 1991 году лодку вывели из боевого состава флота. В настоящее время она стоит у поселка Островной Мурманской области, и на ней планируется разместить музейную экспозицию.