1 июля 1958 г. Поднят флаг на атомной подводной лодке “К-3”
9 сентября 1952 года И.В. Сталин подписал решение о
начале работ по созданию первой отечественной подводной лодки с атомной главной
энергетической установкой (ГЭУ). Руководителем работ был назначен один из
ведущих специалистов подводного кораблестроения В.Н. Перегудов. Главным
конструктором реактора стал академик Н.А. Доллежаль, разработкой парогенераторов
занялся Г.А. Гасанов. К работе над принципиально новым проектом подводной лодки
были привлечены лучшие конструктора и научные работники страны. Разработку
и финансирование проекта, которому был присвоен номер 627, возложили на Министерство среднего машиностроения. Одновременно Главным штабом ВМФ
начался подбор и подготовка экипажа для новой лодки. Командиром “К-3”, так
называлась лодка, назначили капитана 2 ранга Л.Г. Осипенко, его старшим
помощником стал капитан-лейтенант Л.М. Жильцов.
Это был принципиально новый корабль не только из-за его
атомного ГЭУ - даже внешние обводы корабля были для того времени уникальными и
создавались для обеспечения наилучшего хода под водой. Надводное водоизмещение
лодки составляло 4200 т, подводное - 5000 т. Длина корпуса 110 м, высота - 9,1
м, ширина - 6,7 м. Два атомных реактора работали на две паровые турбины.
Мощность ГЭУ составляла 30 тыс. л.с. Турбины вращали 2 винта. Максимальная
скорость лодок этого проекта достигала 30 узлов (у первой американской атомной
ПЛ “Наутилус”, построенной в 1955 году, скорость хода была 20 узлов). Глубина
погружения - до 350 метров. Экипаж состоял из 86 человек. Первоначально лодку
планировалось вооружить гигантской, занимавшей два отсека, торпедой (длина 28 м,
диаметр 1,5 м) с водородной боеголовкой и еще двумя торпедами с меньшими
ядерными зарядами. Однако в проект вовремя были внесены существенные изменения,
и лодку оснастили 8 торпедными аппаратами и 20 торпедами нормальных размеров,
как с ядерными, так и с обычными боеголовками. Лодка также имела 3 радара и 2
сонара.
17 ноября 1954 года в Ленинграде начала работать макетная
комиссия, включавшая представителей ВМФ и отраслей промышленности. Затем
строительство лодки продолжилось на стапеле судостроительного завода в
Северодвинске. Параллельно на базе научного центра в Обнинске проводился монтаж
и испытания атомной ГЭУ. Ее физический пуск был осуществлен 8 марта 1955 года
под руководством академика А.П. Александрова.
В августе 1957 года в условиях строгой секретности первую
атомную подводную лодку спустили на воду. Еще год ее достраивали и испытывали. И
вот, 1 июля 1958 года, в присутствии Главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г.
Горшкова на лодке был торжественно поднят военно-морской флаг СССР, после чего
она вышла в Белое море. 4 июля, впервые в отечественном флоте, подводная лодка с
атомной энергетической установкой погрузилась и прошла под водой первые мили.
Доводка конструкции “К-3” продолжалась еще довольно долго.
Официально программа ходовых испытаний была закончена в декабре 1958 года
погружением на глубину 300 метров и автономным плаванием в течение двух суток на
большой скорости. Но потом ее еще долго доводили и испытывали в процессе
эксплуатации. В июне 1959 года за участие в создании и испытании первой атомной
подводной лодки весь ее экипаж был награжден орденами и медалями. Командир лодки
Л.Г. Осипенко стал Героем Советского Союза. Это было первое присвоение такого
высокого звания с момента окончания 2-й мировой войны.
В это время со стапелей Северодвинска начали сходить серийные
лодки, построенные по скорректированному проекту 627А. В конце 1959 года были
переданы флоту “К-5”, “К-8” и “К-14”. Всего в Северодвинске в 1958-1964 годах
было построено 13 подводных лодок проектов 627 и 627А.
17 июля 1962 года “К-3” первой в отечественном флоте достигла
под водой Северного полюса и всплыла в непосредственной близости от него. В
сообщениях об этом событии лодку называли “Ленинский комсомол”.
8 сентября 1967 года в Норвежском море в первых двух отсеках лодки возник
сильный пожар. Загерметизировав эти отсеки “К-3” всплыла на поверхность и своим
ходом вернулась на базу. Авария унесла жизни 39 моряков. В 1991 году лодку
вывели из боевого состава флота. В настоящее время она стоит у поселка Островной
Мурманской области, и на ней планируется разместить музейную экспозицию.
|