5 июля 1944 г. Бои в Выборгском заливе
Утром 4 июля 1944 года началась десантная операция
советских войск по освобождению островов Выборгского залива. Операцией
руководил командующий Кронштадским морским оборонительным районом вице-адмирал
Ю.Ф. Ралль. Десантные тендеры сопровождали бронекатера, шхерные мониторы и
морские охотники, которым приходилось постоянно вести огонь по береговым опорным
пунктам противника, оказывавшим ожесточенное сопротивление продвижению
десантников, а также отражать атаки немецких и финских кораблей. Особенно
сильные морские бои разгорелись в районе мыса Ристниеми. Так, в 17 часов 4 июля
4 катера типа “БМО” под командованием капитана 2 ранга И.М. Зайдулина и
торпедные катера типа “Д-3” капитана 2 ранга М.А. Белуша вступили в бой с двумя
отрядами вражеских катеров. В скоротечном бою на малых дистанциях наши катера
потопили несколько плавсредств противника, а другим нанесли серьезные
повреждения. Прикрываясь дымовой завесой, противник был вынужден отойти. Нами
был потерян один торпедный катер, подорвавшийся на мине.
5 июля противник повторил попытку прорваться в Выборгский
залив. И опять путь вражеским кораблям преградил отряд капитана 2 ранга
Зайдулина. На этот раз катерники обнаружили 12 немецких и финских кораблей.
Вступив в бой на близких дистанциях, Зайдулин вызвал на помощь торпедные катера.
Под прикрытием дымовой завесы две группы торпедных катеров повели в атаку
капитан 3 ранга В.И. Тихонов и капитан-лейтенант А.Г. Свердлов. Первым попадания
в финскую канонерскую лодку добился катер старшего лейтенанта В.И. Троненко.
Затем успешные атаки провели катера капитан-лейтенанта И.Н. Ратькова и
лейтенанта В.А. Бушуева.
В этот день в результате совместных действий малых охотников
и торпедных катеров в районе Ристниеми был потоплены финские канонерские лодки
“Аунус” и “Виена”, еще две канонерские лодки и несколько десантных барж получили
повреждения. Немецкий историк Ю. Майстер так охарактеризовал эти бои: “Так как
все корабли были выведены из строя, финнам пришлось отказаться от дальнейшего
использования флота… Несмотря на упорство, финско-немецким кораблям не удалось
пробиться к советским судам, производившим высадку. Советские военно-морские
силы, самолеты и береговые батареи всегда наносили им повреждения и вынуждали к
отступлению”.
Боевые действия на островах и в Выборгском заливе
продолжались до 10 июля, после чего они были остановлены в связи с
возобновлением в Москве переговоров о выходе Финляндии из войны.
Отважный командир отряда “БМО”, известный в конце 30-х годов
подводник, руководивший в 1940 году первым переходом подводной лодки “Щ-423” по
Северному морскому пути, капитан 2 ранга И.М. Зайдулин трагически погиб 28
августа 1944 года. Три торпедных катера, на одном из которых Зайдулин шел на
помощь катерам-тральщикам в Нарвском заливе, были ошибочно атакованы
штурмовиками нашего 35-го авиаполка. В результате 3 торпедных катера и 5
катеров-тральщиков получили серьезные повреждения, погибло 5 человек, в том
числе И. Зайдулин и командир отряда торпедных катеров Герой Советского Союза И.
Иванов. Еще 11 человек получили ранения. И.М. Зайдулин так и не успел узнать,
что за участие в Выборгской операции ему присвоили звание капитана I ранга и
наградили орденом Отечественной войны I степени. Еще через неделю военные
действия между СССР и Финляндией прекратились, а 19 сентября 1944 года было
подписано соглашение о перемирии.
|