Военно-морской флот России


6 июля 1788 г. Гогландское морское сражение

Описание  

 

     
16 июня 1788 года произошел разрыв дипломатических отношений между Россией и Швецией, а 20 июня шведская эскадра герцога Карла Зюдерманландского в составе 15 кораблей, 8 больших фрегатов, 5 малых фрегатов и 3 пакетботов (всего 1336 пушек) уже вошла в Финский залив. Шведы намеривались разбить русский флот, затем высадить 20-тысячный десантный корпус в районе Ораниенбаума и захватить Санкт-Петербург. 26 июня Екатерина II приказала адмиралу С.К. Грейгу вывести русскую эскадру в море для действий против шведского флота после объявления войны. Манифест о начале войны России со Швецией был опубликован 29 июня 1788 года. 6 июля шведские корабли были обнаружены западнее острова Гогланд. В распоряжении адмирала Грейга в это время находилось 17 кораблей, 8 фрегатов и 8 мелких судов (всего 1220 орудий). По весу залпа шведская эскадра превосходила русскую в 1,5 раза. Следует также отметить, что шведские корабли были укомплектованы опытными моряками, тогда как на русских кораблях около половины экипажей составляли рекруты. Необходимость срочного усиления Балтийского флота кадрами ввиду угрозы со стороны Швеции привела даже к досрочному выпуску гардемарин и распределению их по кораблям эскадры Грейга. Одним из них был будущий известный мореплаватель и адмирал И.Ф. Крузенштерн, начавший свою морскую карьеру на корабле “Мстислав”.

Находясь в наветренном положении, русская эскадра пошла на сближение. В 17 часов корабль авангарда контр-адмирала Т.Г. Козлянинова “Вышеслав” первым из русских кораблей открыл огонь по противнику. Придерживаясь классической тактики линейного боя, постепенно в сражение вступили все линейные корабли с обеих сторон и 7 шведских фрегатов.

Начало боя сложилось неудачно для русской эскадры. Вскоре после вступления в битву головной корабль авангарда 66-пушечный “Болеслав” из-за повреждений развернулся по ветру и, пройдя между обеих линий кораблей, перешел в арьергард. Следующий за ним 74-пушечный “Иоанн Богослов” через полчаса уже имел перебитыми многие снасти и большую подводную пробоину. Его отнесло ветром, и больше он в сражении не участвовал. Большая часть нагрузки легла на флагманский корабль авангарда 74-пушечный “Всеслав”, которому пришлось вести бой с двумя шведскими кораблями. “Всеслав” нанес им значительные повреждения и заставил на буксирах у шлюпок выйти из линии боя, но и сам вынужден был после этого отойти к арьергарду. Рядом со своим флагманом стойко держался “Вышеслав” капитана С. Эльфинстона. Два последних корабля в авангардной линии русской эскадры, 66-пушечные “Дерись” и “Память Евстафия”, из опасения быть поставленными в два огня, не оказав помощи сильно поврежденному, но сражающемуся “Владиславу”, повернули на другой галс, и далее в сражении не участвовали. В этот же день Грейг снял с должностей капитанов этих кораблей, а также капитана “Иоанна Богослова”.

Выход из линии боя 3 кораблей авангарда заставил Грейга 7 своих передовых кораблей поставить под огонь 12 неприятельских. Корабли русской кордебаталии сражались стойко и отчаянно. Был сильно разбит и вышел под ветер флагманский корабль герцога Зюдерманландского. Заслоняя флагмана, его место занял шведский корабль “Ваза”, сразу же понесший сильный урон от русского огня.

В 8 часу вечера шведы стали медленно отходить. Русские корабли последовали за неприятелем. Уже в сумерках флагманский корабль Грейга 100-пушечный “Ростислав” после часовой перестрелки захватил 74-пушечный корабль вице-адмирала графа Вахтмейстера “Принц Густав”. На нем насчитали 150 человек убитыми.

Только с наступлением темноты бой был закончен. В это время сильно поврежденный русский 74-пушечный корабль “Владислав”, имевший на борту 257 человек ранеными и убитыми, был отнесен в середину шведской эскадры, окружен 5 вражескими кораблями и обстрелян. Так как помощи поблизости не было, до берега было далеко, а все шлюпки были разбиты в бою, и спасти команду при затоплении корабля было бы невозможно, то решением офицерского совета “Владислав” был сдан шведам. Узнав о пленении “Владислава”, Грейг поднял сигнал “Гнаться за неприятелем”, но темнота и многочисленные повреждения кораблей не позволили отбить наш корабль.

Во время боя обе стороны понесли значительные потери, а корабли получили серьезные повреждения. На русской эскадре 349 человек были убиты и 664 ранены, все участвовавшие в бою корабли имели по несколько десятков пробоин. Больше всех пострадали флагманский “Ростислав” (121 пробоина) и соседние с ним “Мстислав” (116 пробоин) и “Изяслав” (108 пробоин). Но планы шведов были сорваны, и поле битвы осталось за русским флотом. С рассветом шведские корабли, не возобновляя сражения, ушли к Свеаборгу, где были блокированы 26 июля эскадрой Грейга. При попытке трех шведских кораблей и фрегата, стоявших перед входом на Свеаборгский рейд, укрыться в порту, 64-пушечный корабль “Густав-Адольф” наскочил на мель и вынужден был сдаться. С него было взято в плен 553 шведских моряка. После нескольких безуспешных попыток снять его с камней, он был сожжен русскими моряками.

Адмирал С.К. Грейг был награжден орденом Святого Андрея Первозванного, а командир “Ростислава” капитан генерал-майорского ранга Е.С. Одинцов и командующий морской артиллерией генерал-майор Г.Я. Леман - шпагами с впервые появившимися надписями “За храбрость”.

 
http://mtc-logistic.com Автоперевозки из Китая топ карго доставка из Китая.