|
|
11 июля 1877 г. Бой парохода “Веста” с броненосным корветом
“Фетхи-Буленд”
Пароход “Веста” (водоизмещение 1800 т, скорость 12 узлов)
был построен в 1858 году. С началом русско-турецкой войны 1877-1878 годов его
переоборудовали во вспомогательный крейсер. На пароходе установили пять
6-дюймовых мортир с двумя приборами управления навесной стрельбой конструкции
А.П. Давыдова, 7 малокалиберных пушек и 2 минных катера с шестовыми минами.
10 июля 1877 года “Веста” под командованием
капитан-лейтенанта Н.М. Баранова вышла из Одессы для охраны русского судоходства
вдоль побережья Черного моря и испытаний приборов Давыдова. С этой целью на
борту находился подполковник Морского технического комитета К.Д. Чернов. В 7
часов 30 минут утра 11 июля пароход находился в 35 милях от Кюстенджи
(Констанца). В это время наблюдатели “Весты” заметили вдали судно, и Баранов
велел идти на сближение. Когда же “Веста” подошла достаточно близко, стало ясно,
что перед ней турецкий броненосец, имеющий превосходство и в вооружении, и в
бронировании, и в скорости хода. Турецкий корабль, а им оказался броненосный
корвет “Фетхи-Буленд”, был вооружен четырьмя 9-дюймовыми пушками в углах
каземата, имел броневой 9-дюймовый пояс и закрытые стальными листами каземат и
палубу. Незащищенными оставались только машинные и котельные люки.
С “Фетхи-Буленд” также заметили русский пароход и первыми
открыли огонь. “Веста” ответила залпом своих мортир и легла курсом на Одессу.
Пользуясь преимуществом в скорости, турецкий корабль стал настигать “Весту”.
Его снаряды разбили вельбот, вывели из строя одну мортиру и кормовой прибор
прицеливания, повредили корму парохода. Появились убитые и раненые. Был
смертельно ранен подполковник Чернов. Отстреливаясь из уцелевшей кормовой
мортиры, “Веста” развила полный ход, но противник догонял. Очередной взрыв
уничтожил левый минный катер и оторвал ногу лейтенанту М.П. Перелешину. Но и
“Веста” не оставалась в долгу. Снаряд мортиры, наводимой раненым лейтенантом
А.С. Кротковым и лейтенантом З.П. Рожественским (в 1905 году командующий 2-й
Тихоокеанской эскадрой), взорвался в районе боевой рубки броненосца. В это
время новое попадание турецкого снаряда контузило Н.М. Баранова и повредило
штур-трос. “Веста” на время потеряла управление, но повреждение удалось быстро
ликвидировать. Капитан приказал подготовить пароход к взрыву и объявить об этом экипажу. Неизвестно чем бы кончилось дело,
но очередная бомба из мортиры Рожественского угодила в трубу броненосца. Из-под
палубы “Фетхи-Буленд” повалил дым с паром, он снизил скорость, а затем и вовсе
остановился. Вскоре, дав ход, он развернулся и стал уходить в сторону Румынии.
“Веста” благополучно дошла до Севастополя. В бою погибли 3
офицера и 9 матросов, получили ранения 21 человек. Главный командир
Черноморского флота вице-адмирал Н.А. Аркас записал в докладе в Морское
министерство: “Честь русского имени и честь нашего флага поддержаны вполне.”
Н.М. Баранов был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом Святого
Георгия 4-й степени. Георгиевскими кавалерами стали также лейтенанты З.П.
Рожественский и В.П. Перелешин (старший офицер корабля). Остальные офицеры были
награждены орденами и повышены в званиях. На команду дали 12 Георгиевских
крестов и 12 унтер-офицерских вакансий.
Уже в декабре 1877 года капитан 2 ранга Н.М. Баранов на
военном пароходе “Россия” захватил транспорт “Мерсина”, перевозивший 800
турецких солдат.
|
|
11 июля 1904 г. Родился Адмирал флота Советского Союза Н.Г.
Кузнецов
|
Николай Герасимович Кузнецов родился 11 июля
(24.07 по н.ст.) 1904 года в деревне Медведки Котласского района Архангельской
области в крестьянской семье. В 1919 году, в 15 лет, он уговорил секретаря
сельсовета выдать справку, что родился в 1902 году, после чего смог поступить на
службу в Северо-Двинскую военную флотилию. В 1926 году окончил Военно-морское
училище имени М.В. Фрунзе. Плавал вахтенным начальником на черноморском крейсере
“Червона Украина”. Высшее военное образование получил в Военно-морской академии
имени К. Е. Ворошилова, оперативный факультет которой с отличием окончил в 1932
году. С мая этого же года служит старшим помощником командира крейсера “Красный
Кавказ”. При активном участии Кузнецова крейсер за год стал одним из лучших
кораблей Черноморского флота. С 1934 по 1936 годы командовал крейсером “Червона
Украина”.
В 1936-1937 годах капитан I ранга Кузнецов находился в
Испании в качестве военно-морского атташе и главного военно-морского советника
республиканских войск. Альмиранте Николас, так называли его испанцы, обеспечивал
доставку морем оружия из СССР. В эти годы по стране прокатилась очередная волна
репрессий, на этот раз сильно затронувшая высшие командные должности в армии и
флоте. К 1939 году из командного состава флота были расстреляны 41 человек, в
том числе 2 начальника морских сил и 6 командующих флотами и флотилиями.
Наиболее сильные потери понесли Тихоокеанский и Северный флоты. После
возвращения на родину Н.Г. Кузнецов был назначен заместителем командующего, а
затем командующим Тихоокеанским флотом. Внес большой вклад в становление и
развитие морских сил на Дальнем Востоке. В апреле 1939 года Н.Г. Кузнецов
назначен Народным комиссаром Военно-Морского Флота. Ему было в это время только
35 лет. После того, как 7 мая 1940 года в стране были восстановлены генеральские
и адмиральские звания, имевший до этого звание флагмана флота 2 ранга, Кузнецов
стал адмиралом.
19 июня 1941 года Н.Г. Кузнецов приказал командующим флотами
и флотилиями западных направлений объявить оперативную готовность № 2, а в 23
часа 50 минут 21 июня шифротелеграммой самостоятельно перевел флоты на
боеготовность № 1. Вовремя выполненные на кораблях и морских базах, эти
мероприятия позволили не потерять в первый день войны ни одного боевого корабля.
Все годы Великой Отечественной войны Н.Г. Кузнецов руководил ВМФ страны. Он
входил в Ставку Верховного Главнокомандования, участвовал в Ялтинской и
Потсдамской конференциях глав правительств союзных держав, руководил операциями
флота в войне с Японией.
Но после войны И.В. Сталину стали не нужны популярные в
народе и армии военноначальники. После конфликта о нецелесообразности разделения
на части Балтийского флота Н.Г. Кузнецов был снят с должности. В январе 1948
года Н.Г. Кузнецов вместе с адмиралами В.А. Алафузовым, Л.М. Галлером и Г.А.
Степановым был отдан под суд по сфабрикованному делу о передаче англичанам
документации по немецкой акустической торпеде с потопленной лодки “U-250”, а
также отечественной высотной торпеде 45-36 АВА. Суд был скорый и неправый. В
феврале 1948 года Алафузов и Степанов были приговорены к 10 годам лишения
свободы, Галлер - к 4 годам (12 июля 1950 года он скончался в психиатрической
тюрьме Казани). Н.Г. Кузнецова посадить в тюрьму не решились, но разжаловали его
в контр-адмиралы.
Вскоре Сталин понял, что Кузнецова необходимо вернуть к
активной работе. В 1951 годах адмирал вновь назначен военно-морским министром. В
1953 году, уже после смерти Сталина, решение суда по делу адмиралов было
отменено за отсутствием состава преступления. В этот год Н.Г. Кузнецов был
назначен Первым заместителем министра обороны и Главнокомандующим ВМС. При Н.Г.
Кузнецове наш флот начал становиться ракетным и атомным. Отстаивая интересы
флота во время его “реформирования” Н.С. Хрущевым, доказывая необходимость
строительства авианосцев, Н.Г. Кузнецов снова стал неудобным для высшего
государственного руководства. Использовав в качестве предлога взрыв в октябре
1955 года линкора “Новороссийск”, К.Г. Жуков по инициативе Н.С. Хрущева в 1956
году разжаловал Н.Г. Кузнецова до вице-адмирала и отправил в отставку без права
восстановления.
Скончался Н.Г. Кузнецов 6 декабря 1974 года. Похоронен на
Новодевичьем кладбище в Москве. За годы службы он дважды был контр-адмиралом,
трижды - вице-адмиралом, один раз адмиралом и дважды при жизни имел высшее
воинское звание на флоте - Адмирал Флота Советского Союза. В 1988 году его
посмертно восстановили в этом звании.
|
|
|
|