12 июля 1933 г. Начало экспедиции на пароходе “Челюскин”
Пароход “Челюскин” был построен по заказу Совторгфлота на
датской верфи “Бурмейстер и Вайн” в 1933 году и предназначался для обслуживания
дальневосточной линии Владивосток - Колыма. Перейти в порт приписки он должен
был по Северному морскому пути за одну навигацию, тем самым подтвердив
возможность такого перехода из Белого моря в Тихий океан. Настоял на этой
экспедиции и руководил ею профессор О.Ю. Шмит. Капитаном судна был назначен В.И.
Воронин.
12 июля 1933 года “Челюскин” отошел от причала Ленинграда
и взял курс на Мурманск. В Мурманском порту на борт “Челюскина” был погружен
самолет-амфибия ледовой разведки “Ш-2” летчика М.С. Бабушкина. 10 августа
пароход двинулся на восток по Северному морскому пути. 13 августа в Карском море
ему встретились первые льдины. Некоторое время “Челюскину” помогал ледокол
“Красин”, потом малоприспособленный к арктическому плаванию пароход остался один
на один с ледяным безмолвием. В штормовую погоду он прошел моря Лаптевых и
Восточно-Сибирское, и 15 сентября был уже у мыса Якан. Через 3 дня пароход был
зажат тяжелыми льдами, медленно дрейфующими к Берингову проливу. Однако 23
сентября недалеко от о. Колючина дрейф прекратился. Только 3 октября пароход
смог дать ход и по трещине во льдах перейти в ледяное поле, медленно
дрейфовавшее в нужном направлении. 5 ноября “Челюскин оказался в Беринговом
проливе. Чистая вода была всего в полумиле, но ледяное поле с пароходом попало в
новое сильное течение, которое потащило его обратно в центральную часть
Чукотского моря. Уже через 3 дня пароход находился в 70 милях от Берингова
пролива. Попытки пробиться к нему ледореза “Литке” успехом не увенчались.
“Челюскин” превратился в дрейфующую научную станцию. Почти 4
месяца в полярной ночи и суровых погодных условиях экипаж проводил научные
исследования и боролся со сдавливающими корпус судна ледяными торосами. Но 13
февраля 1934 года в Чукотском море в точке 68 град. 18 мин. с. ш. и 172 град. 51
мин. з. д. льды прорвали обшивку подводной части корпуса, и вода хлынула в
машинное отделение. Нос парохода стал быстро погружаться в ледяную пучину.
Быстро и четко команда судна стала переправлять на лед аварийный запас. Едва
успели перенести самое необходимое, и все сошли с парохода, как он, встав почти
вертикально, с грохотом ушел под воду. Это произошло через 2 часа 15 минут после
начала сжатия корпуса. Из команды погиб один человек, завхоз экспедиции Б.Г.
Могилевич, которого в последний момент придавило сорвавшимся
грузом.
Началась ледовая эпопея челюскинцев, вошедшая в историю
полярных плаваний как дрейф Лагеря Шмидта. Было решено эвакуировать людей
авиацией, при этом советское правительство отказалось от предложения американцев
помочь самолетами и пилотами. Только 5 марта самолет А.В. Ляпидевского вывез из
лагеря 10 женщин и 2 детей. 7 апреля на ледяной аэродром челюскинцев
приземлились самолеты С.А. Леваневского, Н.П. Каманина, В.С. Молокова и М.Т.
Слепнева, затем самолеты И.В. Доронина и М.В. Водопьянова. Эти летчики в 1934
году стали первыми Героями Советского Союза.
11 апреля из лагеря вывезли заболевшего О.Ю. Шмидта, а 13
апреля 1934 года капитан погибшего парохода В.И. Воронин, радист Э.Т. Кренкель и
“комендант” ледового аэродрома А.Е. Погосов последними покинули льдину. Недавно
стало известно, что в это же время в 50 км во льдах замерз пароход с
заключенными. Их спасать было уже некому.
Пароход “Челюскин” до сих пор лежит в Чукотском море на
50-метровой глубине.
|