Военно-морской флот России


12 июля 1933 г. Начало экспедиции на пароходе “Челюскин”

Описание Фотографии

 

     
Пароход “Челюскин” был построен по заказу Совторгфлота на датской верфи “Бурмейстер и Вайн” в 1933 году и предназначался для обслуживания дальневосточной линии Владивосток - Колыма. Перейти в порт приписки он должен был по Северному морскому пути за одну навигацию, тем самым подтвердив возможность такого перехода из Белого моря в Тихий океан. Настоял на этой экспедиции и руководил ею профессор О.Ю. Шмит. Капитаном судна был назначен В.И. Воронин.

12 июля 1933 года “Челюскин” отошел от причала Ленинграда и взял курс на Мурманск. В Мурманском порту на борт “Челюскина” был погружен самолет-амфибия ледовой разведки “Ш-2” летчика М.С. Бабушкина. 10 августа пароход двинулся на восток по Северному морскому пути. 13 августа в Карском море ему встретились первые льдины. Некоторое время “Челюскину” помогал ледокол “Красин”, потом малоприспособленный к арктическому плаванию пароход остался один на один с ледяным безмолвием. В штормовую погоду он прошел моря Лаптевых и Восточно-Сибирское, и 15 сентября был уже у мыса Якан. Через 3 дня пароход был зажат тяжелыми льдами, медленно дрейфующими к Берингову проливу. Однако 23 сентября недалеко от о. Колючина дрейф прекратился. Только 3 октября пароход смог дать ход и по трещине во льдах перейти в ледяное поле, медленно дрейфовавшее в нужном направлении. 5 ноября “Челюскин оказался в Беринговом проливе. Чистая вода была всего в полумиле, но ледяное поле с пароходом попало в новое сильное течение, которое потащило его обратно в центральную часть Чукотского моря. Уже через 3 дня пароход находился в 70 милях от Берингова пролива. Попытки пробиться к нему ледореза “Литке” успехом не увенчались.

“Челюскин” превратился в дрейфующую научную станцию. Почти 4 месяца в полярной ночи и суровых погодных условиях экипаж проводил научные исследования и боролся со сдавливающими корпус судна ледяными торосами. Но 13 февраля 1934 года в Чукотском море в точке 68 град. 18 мин. с. ш. и 172 град. 51 мин. з. д. льды прорвали обшивку подводной части корпуса, и вода хлынула в машинное отделение. Нос парохода стал быстро погружаться в ледяную пучину. Быстро и четко команда судна стала переправлять на лед аварийный запас. Едва успели перенести самое необходимое, и все сошли с парохода, как он, встав почти вертикально, с грохотом ушел под воду. Это произошло через 2 часа 15 минут после начала сжатия корпуса. Из команды погиб один человек, завхоз экспедиции Б.Г. Могилевич, которого в последний момент придавило сорвавшимся грузом.

Началась ледовая эпопея челюскинцев, вошедшая в историю полярных плаваний как дрейф Лагеря Шмидта. Было решено эвакуировать людей авиацией, при этом советское правительство отказалось от предложения американцев помочь самолетами и пилотами. Только 5 марта самолет А.В. Ляпидевского вывез из лагеря 10 женщин и 2 детей. 7 апреля на ледяной аэродром челюскинцев приземлились самолеты С.А. Леваневского, Н.П. Каманина, В.С. Молокова и М.Т. Слепнева, затем самолеты И.В. Доронина и М.В. Водопьянова. Эти летчики в 1934 году стали первыми Героями Советского Союза.

11 апреля из лагеря вывезли заболевшего О.Ю. Шмидта, а 13 апреля 1934 года капитан погибшего парохода В.И. Воронин, радист Э.Т. Кренкель и “комендант” ледового аэродрома А.Е. Погосов последними покинули льдину. Недавно стало известно, что в это же время в 50 км во льдах замерз пароход с заключенными. Их спасать было уже некому.

Пароход “Челюскин” до сих пор лежит в Чукотском море на 50-метровой глубине.

 
https://remont-audi.ru бесплатная компьютерная диагностика ауди.