19 июля 1910 г. Заложен эскадренный миноносец “Новик”
19 июля 1910
года на средства “Особого комитета по усилению военного флота на добровольные
пожертвования” на стапеле Путиловской верфи в Санкт-Петербурге был заложен
эсминец, открывший новую страницу в развитии кораблей этого класса. Проект
эсминца был разработан на конкурсной основе германской фирмой “Вулкан” и
инженерами Путиловского завода. В нем учитывался опыт русско-японской войны и
последние достижения кораблестроения. По предложению командующего морскими
силами Балтийского моря вице-адмирала Н.О. Эссена новый корабль назвали “Новик”
в память о крейсере 2 ранга, который отличился в боях с японским флотом и погиб
в августе 1904 года у Сахалина. 21 июня 1911 года эсминец “Новик” был спущен на
воду. На испытаниях на мерной миле он развил 37,3 узла - это был мировой рекорд
скорости. 29 августа 1913 года корабль вошел в состав бригады крейсеров
Балтийского флота.
В эсминце отлично сочетались высокая скорость и мощное
вооружение. При длине 102,43 м, ширине 9,53 м и осадке 3,53 м его водоизмещение
составляло 1280 т. Вооружен “Новик” был 4 новейшими 102-мм орудиями Обуховского
завода с дальностью стрельбы до 72 каб и скорострельностью 10 выстрелов в
минуту, 4 7,62-мм пулеметами, 4 двухтрубными 475-мм торпедными установками и
мог брать на борт до 50 мин. Экипаж эсминца состоял из 130 человек, включая 8
офицеров. Проект корабля был настолько удачен, что на его основе в 1914-1917
годах для Балтийского флота было построено 16, а для Черноморского флота - 14
эсминцев. Еще 23 эсминца оказались к 1918 году недостроенными. В 1927-1928 годах
5 из них все же вошли в строй.
С началом 1-й мировой войны “Новик” активно участвует в
боевых действиях на Балтике. В 1914-1915 годах “Новик” в составе полудивизиона
особого назначения неоднократно выходил в дозор и на минные постановки в районы
Мемеля и Пиллау. В 1914 году на этих минах дважды подорвался и затонул
броненосный крейсер “Фридрих Карл” и получил повреждения, шедший ему на помощь
легкий крейсер “Эльбинг”. В 1915 году на них погибли пароходы “Лантона” и “Бреслау”,
эсминец “V-107”, подорвался “S-149”.
4 августа 1915 года “Новик” в течение 17 минут вел бой с
двумя новейшими германскими эсминцами “V-99” и “V-100”. В результате боя “V-99”
с большими повреждениями выбросился на берег и был подорван своей командой, а
горящему “V-100” удалось скрыться под прикрытием дымовой завесы.
В ноябре 1915 года “Новик” участвовал в набеговой операции 7
эсминцев на сторожевое охранение Виндавы. Его торпедой и артиллерийским огнем
других кораблей был потоплен сторожевой корабль “Норбург”. В декабре “Новик”
активно участвовал в минных постановках, на которых получил серьезные
повреждения крейсер “Любек” и затонули крейсер “Бремен”, эсминцы “S-191”,
“S-177” и сторожевой корабль “Фрейя”.
В 1916 году минные постановки на Балтике продолжились, но
наиболее эффектной операцией с участием “Новика” стал разгром немецкого конвоя в
Норчепингской бухте в ночь с 31 мая на 1 июня. В результате боя были потоплены
вспомогательный крейсер “Герман” и 2 вооруженных траулера.
В 1917 году “Новик” участвовал в сражении за Кассарский плес.
С 1918 по 1925 годы он находился на долговременном хранении в Петроградском
военном порту. Затем после капитального ремонта и модернизации эсминец,
переименованный в “Яков Свердлов”, снова вошел в состав Балтийского флота.
К 1941 году в строю, кроме “Новика”, находилось еще 16
кораблей, построенных в 1914-1917 годах по его типу. Все они участвовали в
Великой Отечественной войне на разных флотах. Победный 1945 год встретили только
7 из них. “Новик” ставил мины в Финском заливе, участвовал в обороне Палдиски и
Таллинна и погиб во время Таллиннского перехода. Разорванный пополам мощным
взрывом мины корабль ушел в воду в течение 4 минут. Случилось это 28 августа
1941 года в 20 часов 40 минут у острова Мохни в Финском заливе.
В настоящее время на судостроительном заводе “Янтарь” в
Калининграде идут работы на головном корабле проекта 1244, который получил
славное имя “Новик”.
|