Военно-морской флот России


19 июля 1910 г. Заложен эскадренный миноносец “Новик”

Описание Фотографии

 

     
19 июля 1910 года на средства “Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования” на стапеле Путиловской верфи в Санкт-Петербурге был заложен эсминец, открывший новую страницу в развитии кораблей этого класса. Проект эсминца был разработан на конкурсной основе германской фирмой “Вулкан” и инженерами Путиловского завода. В нем учитывался опыт русско-японской войны и последние достижения кораблестроения. По предложению командующего морскими силами Балтийского моря вице-адмирала Н.О. Эссена новый корабль назвали “Новик” в память о крейсере 2 ранга, который отличился в боях с японским флотом и погиб в августе 1904 года у Сахалина. 21 июня 1911 года эсминец “Новик” был спущен на воду. На испытаниях на мерной миле он развил 37,3 узла - это был мировой рекорд скорости. 29 августа 1913 года корабль вошел в состав бригады крейсеров Балтийского флота.

В эсминце отлично сочетались высокая скорость и мощное вооружение. При длине 102,43 м, ширине 9,53 м и осадке 3,53 м его водоизмещение составляло 1280 т. Вооружен “Новик” был 4 новейшими 102-мм орудиями Обуховского завода с дальностью стрельбы до 72 каб и скорострельностью 10 выстрелов в минуту, 4 7,62-мм пулеметами, 4 двухтрубными 475-мм торпедными установками и мог брать на борт до 50 мин. Экипаж эсминца состоял из 130 человек, включая 8 офицеров. Проект корабля был настолько удачен, что на его основе в 1914-1917 годах для Балтийского флота было построено 16, а для Черноморского флота - 14 эсминцев. Еще 23 эсминца оказались к 1918 году недостроенными. В 1927-1928 годах 5 из них все же вошли в строй.

С началом 1-й мировой войны “Новик” активно участвует в боевых действиях на Балтике. В 1914-1915 годах “Новик” в составе полудивизиона особого назначения неоднократно выходил в дозор и на минные постановки в районы Мемеля и Пиллау. В 1914 году на этих минах дважды подорвался и затонул броненосный крейсер “Фридрих Карл” и получил повреждения, шедший ему на помощь легкий крейсер “Эльбинг”. В 1915 году на них погибли пароходы “Лантона” и “Бреслау”, эсминец “V-107”, подорвался “S-149”.

4 августа 1915 года “Новик” в течение 17 минут вел бой с двумя новейшими германскими эсминцами “V-99” и “V-100”. В результате боя “V-99” с большими повреждениями выбросился на берег и был подорван своей командой, а горящему “V-100” удалось скрыться под прикрытием дымовой завесы.

В ноябре 1915 года “Новик” участвовал в набеговой операции 7 эсминцев на сторожевое охранение Виндавы. Его торпедой и артиллерийским огнем других кораблей был потоплен сторожевой корабль “Норбург”. В декабре “Новик” активно участвовал в минных постановках, на которых получил серьезные повреждения крейсер “Любек” и затонули крейсер “Бремен”, эсминцы “S-191”, “S-177” и сторожевой корабль “Фрейя”.

В 1916 году минные постановки на Балтике продолжились, но наиболее эффектной операцией с участием “Новика” стал разгром немецкого конвоя в Норчепингской бухте в ночь с 31 мая на 1 июня. В результате боя были потоплены вспомогательный крейсер “Герман” и 2 вооруженных траулера.

В 1917 году “Новик” участвовал в сражении за Кассарский плес. С 1918 по 1925 годы он находился на долговременном хранении в Петроградском военном порту. Затем после капитального ремонта и модернизации эсминец, переименованный в “Яков Свердлов”, снова вошел в состав Балтийского флота.

К 1941 году в строю, кроме “Новика”, находилось еще 16 кораблей, построенных в 1914-1917 годах по его типу. Все они участвовали в Великой Отечественной войне на разных флотах. Победный 1945 год встретили только 7 из них. “Новик” ставил мины в Финском заливе, участвовал в обороне Палдиски и Таллинна и погиб во время Таллиннского перехода. Разорванный пополам мощным взрывом мины корабль ушел в воду в течение 4 минут. Случилось это 28 августа 1941 года в 20 часов 40 минут у острова Мохни в Финском заливе.

В настоящее время на судостроительном заводе “Янтарь” в Калининграде идут работы на головном корабле проекта 1244, который получил славное имя “Новик”.