20 июля 1906 г. Восстание на крейсере “Память Азова”
В ночь с 17 на 18 июля 1906 года вспыхнули стихийные
восстания гарнизона крепости Свеаборг и 20-го флотского экипажа, расположенного
на острове Скатуден. В это время в бухте Папон-Вик в 60 км от Ревеля стоял
учебно-артиллерийский отряд Балтийского флота, в состав которого входили
крейсера “Память Азова”, “Воевода”, “Абрек”, учебное судно “Рига” и 6
миноносцев.
19 июля на “Память Азова” тайно прибыл член РСДРП А. Коптюх с
решением Ревельского комитета поддержать свеаборгцев восстанием на кораблях
учебно-артиллерийского отряда. Но после ночного собрания Коптюх был найден
караулом и арестован. Это послужило толчком к выступлению матросов. Они
отключили динамо-машину и в темноте похитили часть винтовок. Около трех часов
ночи на крейсере раздались первые выстрелы, которыми был убит вахтенный офицер и
тяжело ранен старший офицер корабля капитан 2 ранга Мазуров. Сопротивлявшиеся
офицеры были оттеснены к корме, часть их покинула корабль на баркасе, оставшихся
пятерых арестовали. Коптюх был освобожден и вместе с артиллерийским
квартирмейстером крейсера Н. Лобадиным возглавил повстанцев.
Матросы избрали командиром крейсера Лобадина и комитет, в
который вошли Коптюх и еще 10 матросов. Обсудив положение, судовой комитет решил
попытаться поднять восстание на других кораблях отряда, а затем двинуться в
Ревель, чтобы получить поддержку от рабочих города и пополнить запасы продуктов
и угля.
Утром 20 июля крейсер поднял красный флаг, снялся с
якоря и встал у выхода из бухты, чтобы не выпустить в море другие корабли, если
они не захотят присоединиться к восстанию. Приготовившись к бою, крейсер дал
сигнал кораблям отряда следовать за ним. Но поднять восстание на них не удалось.
Их орудия офицеры привели в негодность, а часть команды свезли на берег.
Крейсеры “Абрек” и “Воевода” были посажены на прибрежную отмель, а на миноносце
“Послушный” открыли кингстоны и он затонул на мелководье. Попытка восстания на
“Риге” была также пресечена. Оставшись в одиночестве, “Память Азова” взял курс
на Ревель.
Неудача удручающе подействовала на многих участников
восстания, особенно на колеблющуюся часть учеников-комендоров. Усилились
сомнения в успехе начатого дела. Пока судовой комитет совещался, оставленные на
свободе унтер-офицеры и кондуктора вместе с арестованными офицерами стали
готовить захват крейсера.
В 17 часов “Память Азова” бросил якорь на Ревельском рейде,
где его ожидали приведенные в боевую готовность 4 роты 146-го Царицынского
полка, казаки и полиция города. Власти запретили выход из порта судов и шлюпок,
а рабочие и матросы, появляющиеся в порту, немедленно арестовывались.
После очередного совещания судовой комитет решил
потребовать от властей под угрозой бомбардировки города подвоза на крейсер
продовольствия и угля. Также решено было отправить делегацию в Ревельский
комитет РСДРП. В это время, испортив орудия и вооружившись, унтер-офицеры и
большинство учеников-комендоров освободили арестованных офицеров. Между ними и
восставшими матросами началась перестрелка, в ходе которой было убито более 20
человек и около 50 ранено. В самом начале боя был тяжело ранен и застрелился
Лобадин.
Подняв сигнал “Терплю бедствие. Прошу помощи”, офицеры
обратились к командиру порта за помощью в окончательном подавлении восстания.
Немедленно на крейсер прибыли две роты пехоты и отряд жандармов, которые жестоко
расправились с последними очагами сопротивления. Было арестовано 307 человек, в
их числе А. Коптюх. После предварительного расследования часть матросов
освободили, 169 человек отправили в Кронштадт, над 91 человеком 30 июля начался
суд особой комиссии, который уже 4 августа вынес свой приговор. Арсений Коптюх и
17 матросов были приговорены к смертной казни, 12 человек осуждены на каторгу,
13 - направлены в дисциплинарные батальоны, 15 - приговорены к другим
наказаниям.
В сентябре 1907 года “Память Азова” перевели в класс учебных
судов, а 12 февраля 1909 года крейсер был переименован в “Двину”. На нем
спустили Георгиевский флаг и вымпел, с форштевня срубили Георгиевский крест.
Только после Февральской революции 1917 года кораблю возвратили старое имя. В
ночь на 19 августа 1919 года он был потоплен в Кронштадте торпедой с английского
катера. В 1923 году был поднят и сдан на слом.
|