23 июля 1879 г. Родился контр-адмирал А.В. Развозов
Александр Владимирович Развозов родился 23 июля
1879 года в семье морского офицера. В 1892 году поступил в Морской кадетский
корпус, который окончил в 1898 году в чине мичмана. Служил на крейсере “Герцог
Эдинбургский”. В октябре 1900 года стал слушателем Минного офицерского класса.
Через год он получает назначение на должность младшего минного офицера нового
эскадренного броненосца “Ретвизан”, на котором с 31 октября 1902 года по 21
апреля 1903 года совершил переход из Кронштадта на Дальний Восток, в
Порт-Артур. Во время перехода А.В. Развозов получает чин лейтенанта.
С первого дня русско-японской войны Развозов принимает
активное участие в боевых действиях. На “Ретвизане” отражает попытку брандеров
закупорить рейд в ночь на 11 февраля, участвует в сражении в Желтом море 28 июля 1904 года,
сражается с врагом на суше. За проявленное мужество и боевые заслуги в этот
период награжден орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом,
Святой Анны 4-й степени с надписью “За храбрость”, Святой Анны 2-й степени с
мечами и Святого Станислава 2-й степени с мечами. После падения крепости
отказался дать японцам подписку о дальнейшем неучастии в войне и оказался в
плену. Выполняя поручения морской эвакуационной комиссии, работал с пленными
русскими матросами. Отбыл в Россию в феврале 1906 года во главе последнего
эшелона с моряками.
По возвращению в Кронштадт он год преподавал в минной школе.
5 марта 1907 года был назначен старшим минным офицером на строящийся в Англии
броненосный крейсер “Рюрик” и отбыл на верфи Барроу. С декабря 1909 года в
звании старшего лейтенанта занимал должность старшего офицера крейсера “Рюрик”,
а в 1911 году принял командование над эсминцем “Бурный”. 6 декабря 1912 года
произведен в капитаны 2 ранга. В 1913-1914 годах командовал эсминцем “Уссуриец”,
на котором встретил 1-ю мировую войну.
К концу компании 1914 года А.В. Развозов уже был начальником
5-го дивизиона эскадренных миноносцев. В мае 1915 года он был назначен
начальником 9-го дивизиона эскадренных миноносцев. Эсминцы дивизиона постоянно
участвовали в набеговых операциях на вражеские коммуникации, в постановке минных
заграждений, в конвоировании судов и кораблей, в поддержке сухопутных войск в
Курляндии. Выполняя эти задачи, А.В. Развозов постоянно сам выходил в море. В
конце года он был произведен в капитаны I ранга и награжден Георгиевским
оружием. В компании 1916 года принял командование над 2-м дивизионом новейших
эсминцев типа “Новик”.
Кровавые события в Гельсингфорсе и Кронштадте в начале марта
1917 года, унесшие жизни десятков морских офицеров (в том числе командующего
Флотом Балтийского моря вице-адмирала А.И. Непенина), привели к интенсивному
перемещению в командном составе Балтийского флота. 6 марта 1917 года капитан I
ранга Развозов был назначен командовать минной дивизией, а 7 июля - Флотом
Балтийского моря с присвоением звания контр-адмирала. Приложил много сил для
поддержания боеспособности флота. Пользовался авторитетом и уважением среди
офицеров и матросов. Возглавлял морские силы во время Моонзундского сражения в
октябре 1917 года и на эсминце “Финн” сам прибыл в район боев.
4 декабря на заседании флагманов Балтийского флота выступил с
резкой критикой упразднения должности командующего флотом и передаче всей власти
над флотом Центробалту, за что через три дня был уволен в отставку. Но уже в
начале марта 1918 года большевики, поняв угрозу полного развала флота, вынуждены
были вновь учредить должность Начальника морских сил на Балтийском море и
пригласить на нее опытного специалиста А.В. Развозова. Радеющий за судьбу
отечества и флота Развозов 12 марта принял это предложение, но сработаться с
новой властью не смог. 20 марта 1918 года он был снова отстранен от должности и
уволен со службы “за нежелание считать для себя обязательными декреты Совета
Народных Комиссаров и за отказ подчиниться Коллегии Морского Комиссариата”. В
1918-1919 годах А.В. Развозов работал в Военно-морской исторической комиссии при
составлении описания действий на море в ходе 1-й мировой войны. В 1920 году из
документов, захваченных в штабе генерала Юденича, чекистам стало известно, что
генерал в случае захвата Петрограда планировал предложить Развозову опять занять
должность командующего Балтийским флотом. Этого оказалось достаточным для
обвинения Развозова в военном заговоре. Он был арестован в госпитале сразу после
операции по удалению аппендикса и отвезен в тюрьму “Кресты”, где и скончался 14
июня 1920 года. Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
|
После окончания войны между Арабской Республикой Египет
и Израилем в 1973 году, египетское правительство обратилось к Советскому Союзу
за помощью в разминировании важнейшей водной артерии страны и всего мира -
Суэцкого канала. В ответ на эту просьбу к берегам Египта был направлен
специальный сводный отряд кораблей Черноморского и Тихоокеанского флотов в
составе большого противолодочного корабля “Скорый”, противолодочного крейсера
“Ленинград”, танкера “Б. Чиликин”, судна “Апшерон” с минно-тральным и подрывным
оборудованием и бригады тихоокеанских тральщиков с кораблями обеспечения их
перехода. Командовать отрядом траления было поручено капитану I ранга А.Н.
Аполлонову, черноморскими кораблями командовал капитан I ранга Л.Е. Двинденко.
На борту ПКР “Ленинград”, которым командовал капитан I ранга Ю.А. Гарамов,
находилось вертолеты КА-25 и МИ-8БТ, оборудованные устройствами поиска и
траления мин.
1 июня 1974 года из Владивостока двумя группами вышли 9
тральщиков и 2 укладчика зарядов. 11 июня Севастополь покинули корабли
черноморского отряда. Шли днем и ночью, на ходу заправляясь топливом с танкера.
Огибая Африку, корабли Черноморского флота дважды пересекли экватор. На
протяжении почти всего пути отряд сопровождали боевые корабли стран НАТО.
К середине июля черноморский отряд подошел к Суэцкому заливу.
23 июля, перестроившись в кильватерную колонну, корабли вошли в
минноопасный фарватер залива. Первым шел БПК “Скорый” под командованием капитана
2 ранга В.И. Мотина, который должен был принять на себя возможный подрыв мины.
Благополучно пройдя по фарватеру залива, корабли встретились с тихоокеанскими
тральщиками. Вскоре корабли сводного отряда бросили якоря в заливе Губаль, близ
порта Хургада. На следующий день началось выполнение основной задачи.
С палубы “Ленинграда” в небо поднялись вертолеты. Задача
осложнялась тем, что состоявшие на вооружении тральщиков электромагнитные тралы
не обеспечивали полной гарантии безопасности дальнейшего плавания в протраленном
районе. Установленные на минах приборы кратности обеспечивали их взрыв даже
после 10 - 15 тралений. Кроме того, даже в этом случае быть уверенным, что все
мины вытралены, никто не мог. Поэтому основную часть разминирования решено было
проводить способом подрыва специальных зарядов, которые привез “Апшерон”.
К опасному району шнуровой заряд мощной взрывчатки длиной до
1 километра буксировал тральщик, затем его сменял вертолет и тащил его на минное
поле. С высокой точностью заряд укладывался на морское дно, а затем подрывался
дистанционно управляемыми взрывателями. После взрыва этот участок считался
протраленным от мин любого типа, так как даже если не все мины сдетонировали,
гидродинамическим ударом разрушались их чувствительные взрывные устройства.
С палубы ПКР “Ленинград” в воздух поднималось по 3-4
вертолета одновременно. Посадка, короткая заправка, и снова в воздух. Над
заливом загремели взрывы шнуровых зарядов. Параллельно с этими работами
тральщики с помощью электромагнитных тралов прочесывали районы мористее, с
большими глубинами. Кроме этого, с первых дней пребывания в заливе нашим морякам
приходилось проводить противодиверсионные мероприятия, поскольку поблизости все
время появлялись израильские катера и самолеты, которые время от времени
имитировали атаки на советские корабли или в опасной близости провоцировали
аварийные ситуации. В такой обстановке в сентябре полеты вертолетов пришлось
отменить.
Тропическая жара, песчаные бури, частые шторма, сильное
течение и коралловые мели в районах траления, недостаток пресной воды создавали
дополнительные трудности в работе, но постепенно вертолеты и тральщики очищали
от мин один за другим районы залива. 13 сентября от взорвавшейся недалеко мины
получил повреждения один из тральщиков. Стараниями экипажа он остался на плаву и
был отбуксирован в порт Хургада.
Четыре месяца практически каждый день продолжалось траление
залива, и вот 11 ноября был проведен последний контрольный проход с
выставленными тралами. Район площадью 1250 кв. миль был чист. По
разминированному фарватеру, проводя последнюю проверку собственными корпусами,
кильватерной колонной прошли тральщики, БПК “Скорый” и ПКР “Ленинград”. В
дальнейшем здесь не было ни одного подрыва судов. В ходе этой операции наш флот
получил уникальный опыт проведения боевого траления в сложных условиях.
|