Военно-морской флот России


23 июля 1879 г. Родился контр-адмирал А.В. Развозов

Описание Фотографии

 

     
Александр Владимирович Развозов родился 23 июля 1879 года в семье морского офицера. В 1892 году поступил в Морской кадетский корпус, который окончил в 1898 году в чине мичмана. Служил на крейсере “Герцог Эдинбургский”. В октябре 1900 года стал слушателем Минного офицерского класса. Через год он получает назначение на должность младшего минного офицера нового эскадренного броненосца “Ретвизан”, на котором с 31 октября 1902 года по 21 апреля 1903 года совершил переход из Кронштадта на Дальний Восток, в Порт-Артур. Во время перехода А.В. Развозов получает чин лейтенанта.

С первого дня русско-японской войны Развозов принимает активное участие в боевых действиях. На “Ретвизане” отражает попытку брандеров закупорить рейд в ночь на 11 февраля, участвует в сражении в Желтом море 28 июля 1904 года, сражается с врагом на суше. За проявленное мужество и боевые заслуги в этот период награжден орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 4-й степени с надписью “За храбрость”, Святой Анны 2-й степени с мечами и Святого Станислава 2-й степени с мечами. После падения крепости отказался дать японцам подписку о дальнейшем неучастии в войне и оказался в плену. Выполняя поручения морской эвакуационной комиссии, работал с пленными русскими матросами. Отбыл в Россию в феврале 1906 года во главе последнего эшелона с моряками.

По возвращению в Кронштадт он год преподавал в минной школе. 5 марта 1907 года был назначен старшим минным офицером на строящийся в Англии броненосный крейсер “Рюрик” и отбыл на верфи Барроу. С декабря 1909 года в звании старшего лейтенанта занимал должность старшего офицера крейсера “Рюрик”, а в 1911 году принял командование над эсминцем “Бурный”. 6 декабря 1912 года произведен в капитаны 2 ранга. В 1913-1914 годах командовал эсминцем “Уссуриец”, на котором встретил 1-ю мировую войну.

К концу компании 1914 года А.В. Развозов уже был начальником 5-го дивизиона эскадренных миноносцев. В мае 1915 года он был назначен начальником 9-го дивизиона эскадренных миноносцев. Эсминцы дивизиона постоянно участвовали в набеговых операциях на вражеские коммуникации, в постановке минных заграждений, в конвоировании судов и кораблей, в поддержке сухопутных войск в Курляндии. Выполняя эти задачи, А.В. Развозов постоянно сам выходил в море. В конце года он был произведен в капитаны I ранга и награжден Георгиевским оружием. В компании 1916 года принял командование над 2-м дивизионом новейших эсминцев типа “Новик”.

Кровавые события в Гельсингфорсе и Кронштадте в начале марта 1917 года, унесшие жизни десятков морских офицеров (в том числе командующего Флотом Балтийского моря вице-адмирала А.И. Непенина), привели к интенсивному перемещению в командном составе Балтийского флота. 6 марта 1917 года капитан I ранга Развозов был назначен командовать минной дивизией, а 7 июля - Флотом Балтийского моря с присвоением звания контр-адмирала. Приложил много сил для поддержания боеспособности флота. Пользовался авторитетом и уважением среди офицеров и матросов. Возглавлял морские силы во время Моонзундского сражения в октябре 1917 года и на эсминце “Финн” сам прибыл в район боев.

4 декабря на заседании флагманов Балтийского флота выступил с резкой критикой упразднения должности командующего флотом и передаче всей власти над флотом Центробалту, за что через три дня был уволен в отставку. Но уже в начале марта 1918 года большевики, поняв угрозу полного развала флота, вынуждены были вновь учредить должность Начальника морских сил на Балтийском море и пригласить на нее опытного специалиста А.В. Развозова. Радеющий за судьбу отечества и флота Развозов 12 марта принял это предложение, но сработаться с новой властью не смог. 20 марта 1918 года он был снова отстранен от должности и уволен со службы “за нежелание считать для себя обязательными декреты Совета Народных Комиссаров и за отказ подчиниться Коллегии Морского Комиссариата”. В 1918-1919 годах А.В. Развозов работал в Военно-морской исторической комиссии при составлении описания действий на море в ходе 1-й мировой войны. В 1920 году из документов, захваченных в штабе генерала Юденича, чекистам стало известно, что генерал в случае захвата Петрограда планировал предложить Развозову опять занять должность командующего Балтийским флотом. Этого оказалось достаточным для обвинения Развозова в военном заговоре. Он был арестован в госпитале сразу после операции по удалению аппендикса и отвезен в тюрьму “Кресты”, где и скончался 14 июня 1920 года. Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

 

23 июля 1974 г. Начало операции по тралению Суэцкого залива

После окончания войны между Арабской Республикой Египет и Израилем в 1973 году, египетское правительство обратилось к Советскому Союзу за помощью в разминировании важнейшей водной артерии страны и всего мира - Суэцкого канала. В ответ на эту просьбу к берегам Египта был направлен специальный сводный отряд кораблей Черноморского и Тихоокеанского флотов в составе большого противолодочного корабля “Скорый”, противолодочного крейсера “Ленинград”, танкера “Б. Чиликин”, судна “Апшерон” с минно-тральным и подрывным оборудованием и бригады тихоокеанских тральщиков с кораблями обеспечения их перехода. Командовать отрядом траления было поручено капитану I ранга А.Н. Аполлонову, черноморскими кораблями командовал капитан I ранга Л.Е. Двинденко. На борту ПКР “Ленинград”, которым командовал капитан I ранга Ю.А. Гарамов, находилось вертолеты КА-25 и МИ-8БТ, оборудованные устройствами поиска и траления мин.

1 июня 1974 года из Владивостока двумя группами вышли 9 тральщиков и 2 укладчика зарядов. 11 июня Севастополь покинули корабли черноморского отряда. Шли днем и ночью, на ходу заправляясь топливом с танкера. Огибая Африку, корабли Черноморского флота дважды пересекли экватор. На протяжении почти всего пути отряд сопровождали боевые корабли стран НАТО.

К середине июля черноморский отряд подошел к Суэцкому заливу. 23 июля, перестроившись в кильватерную колонну, корабли вошли в минноопасный фарватер залива. Первым шел БПК “Скорый” под командованием капитана 2 ранга В.И. Мотина, который должен был принять на себя возможный подрыв мины. Благополучно пройдя по фарватеру залива, корабли встретились с тихоокеанскими тральщиками. Вскоре корабли сводного отряда бросили якоря в заливе Губаль, близ порта Хургада. На следующий день началось выполнение основной задачи.

С палубы “Ленинграда” в небо поднялись вертолеты. Задача осложнялась тем, что состоявшие на вооружении тральщиков электромагнитные тралы не обеспечивали полной гарантии безопасности дальнейшего плавания в протраленном районе. Установленные на минах приборы кратности обеспечивали их взрыв даже после 10 - 15 тралений. Кроме того, даже в этом случае быть уверенным, что все мины вытралены, никто не мог. Поэтому основную часть разминирования решено было проводить способом подрыва специальных зарядов, которые привез “Апшерон”.

К опасному району шнуровой заряд мощной взрывчатки длиной до 1 километра буксировал тральщик, затем его сменял вертолет и тащил его на минное поле. С высокой точностью заряд укладывался на морское дно, а затем подрывался дистанционно управляемыми взрывателями. После взрыва этот участок считался протраленным от мин любого типа, так как даже если не все мины сдетонировали, гидродинамическим ударом разрушались их чувствительные взрывные устройства.

С палубы ПКР “Ленинград” в воздух поднималось по 3-4 вертолета одновременно. Посадка, короткая заправка, и снова в воздух. Над заливом загремели взрывы шнуровых зарядов. Параллельно с этими работами тральщики с помощью электромагнитных тралов прочесывали районы мористее, с большими глубинами. Кроме этого, с первых дней пребывания в заливе нашим морякам приходилось проводить противодиверсионные мероприятия, поскольку поблизости все время появлялись израильские катера и самолеты, которые время от времени имитировали атаки на советские корабли или в опасной близости провоцировали аварийные ситуации. В такой обстановке в сентябре полеты вертолетов пришлось отменить.

Тропическая жара, песчаные бури, частые шторма, сильное течение и коралловые мели в районах траления, недостаток пресной воды создавали дополнительные трудности в работе, но постепенно вертолеты и тральщики очищали от мин один за другим районы залива. 13 сентября от взорвавшейся недалеко мины получил повреждения один из тральщиков. Стараниями экипажа он остался на плаву и был отбуксирован в порт Хургада.

Четыре месяца практически каждый день продолжалось траление залива, и вот 11 ноября был проведен последний контрольный проход с выставленными тралами. Район площадью 1250 кв. миль был чист. По разминированному фарватеру, проводя последнюю проверку собственными корпусами, кильватерной колонной прошли тральщики, БПК “Скорый” и ПКР “Ленинград”. В дальнейшем здесь не было ни одного подрыва судов. В ходе этой операции наш флот получил уникальный опыт проведения боевого траления в сложных условиях.