25 июля 1807 г. Начало экспедиции на шлюпе “Диана”
Через год после
успешного завершения первой русской кругосветной экспедиции на шлюпах “Надежда”
и “Нева” в новую кругосветку был отправлен шлюп “Диана” под командованием
лейтенанта Василия Михайловича Головнина. В отличие от “Надежды” и “Невы”,
которые были построены в Англии, “Диана” была сделана в 1806 году русскими
корабелами на реке Свирь и первоначально предназначалась для внутренних
перевозок в Балтийском море. В конце 1806 года шлюп переоборудовали в Охте для
дальнего плавания. Кроме проведения научных исследований корабль должен был
доставить грузы в Охотск и Петропавловский Порт для Сибирской военной флотилии и
русских колоний.
25 июля 1807 года шлюп “Диана” с 66 членами экипажа
снялся с якоря. Пройдя Атлантический океан, Головнин направился к мысу Горн, но
из-за сильных штормов маршрут пришлось изменить, и шлюп взял курс к мысу Доброй
Надежды. При заходе в английский порт Саймонстаун в апреле 1808 года “Диана”
была задержана в связи с началом войны между Россией и Англией. Это произошло
несмотря на наличие у Головнина специального разрешения английского
правительства на проведение научных исследований в английских водах.
Год и 25 дней простоял русский шлюп на рейде Саймонстауна под
охраной английских кораблей. За это время Головнин досконально изучил
направление и силу ветров в заливе, где стояла “Диана” и в открытом море. 16 мая
1809 года с наступлением вечерних сумерек на Саймонстаун налетел шквал с дождем,
стало очень пасмурно, и Головин решился на побег. Отлично обученные матросы
“Дианы” быстро поставили штормовые стаксели и, обрубив якорные канаты, шлюп
беспрепятственно вышел из гавани. Охранявшие его английские корабли были не
готовы к выходу в море, а надвигавшийся шторм заставил их держать пушечные порты
закрытыми. Ночью “Диана” под всеми парусами уже шла к Австралии. Совершив
безостановочный переход до острова Танна на Новых Гебридах и обогнув с юга
Тасманию, 25 сентября 1809 года шлюп прибыл в Петропавловский Порт.
Весной 1810 года “Диана” под командованием уже
капитан-лейтенанта Головнина совершила рейс к берегам Русской Америки, доставив
продовольствие жителям Ново-Архангельска. Еще через год из Санкт-Петербурга
пришло разрешение на проведение научных работ у Курильских, Алеутских и
Шантарских островов, восточного берега Сахалина и Татарского пролива.
25 апреля 1811 года “Диана” по прорубленному во льду
Петропавловской гавани проходу вышла в Авачинскую губу и взяла курс на Курилы.
Свою работу по описанию местности Головнин начал с пролива Надежды, с того
места, где в 1805 году закончил географическую опись Крузенштерн. Продвигаясь от
острова к острову и собирая уникальный научный материал, Головнин миновал
Курильские острова, а затем направился к югу, к островам, на которых укрепились
японцы. 4 июля 1811 года “Диана” бросила якорь у побережья острова Кунашир.
Через неделю Головнин с двумя офицерами, четырьмя матросами и переводчиком
отправился на переговоры с японскими властями острова, где они были захвачены в
плен и переведены на остров Хоккайдо. После пленения русских моряков, старший
офицер “Дианы” капитан-лейтенант П.И. Рикорд безрезультатно пытался добиться их
освобождения, после чего увел шлюп в Охотск.
На Хоккайдо Головнин с товарищами пытался бежать, сделав
подкоп, но у самого моря беглецы были схвачены. Только 7 октября 1813 года,
после победы русских войск над Наполеоном и очередного плавания Рикорда на
“Диане” к Кунаширу, всех пленников освободили. На “Диане” они вернулись на в
Петропавловск. Вскоре шлюп разоружили. В.М. Головнин в 1814 году сухопутным
путем вернулся в Санкт-Петербург.
|