28 июля 1904 г. Сражение в Желтом море
К середине мая 1904 года японские войска вплотную
приблизились к Порт-Артуру. Возникла угроза уничтожения кораблей русской
Тихоокеанской эскадры на рейде города, поэтому было решено перебазировать их
во Владивосток. Для этого необходимо было прорвать морскую блокаду японского
флота вице-адмирала Х. Того.
Первая попытка прорваться во Владивосток была предпринята 10
июня 1904 года. Но когда было уже пройдено 20 миль, на горизонте показались
корабли неприятеля. Командующий русской эскадрой контр-адмирал В.К. Витгефт посчитал условия боя
невыгодными для себя и повернул эскадру к Порт-Артуру. На подходе к рейду
броненосец “Севастополь” подорвался на мине, но остался на плаву.
Начало обстрела города и порта осадными орудиями японцев
заставило русское командование повторить попытку вывести корабли из Порт-Артура.
После приказа наместника царя на Дальнем Востоке адмирала Е.И. Алексеева (от
имени Николая II) контр-адмирал Витгефт утром 28 июля снова вывел эскадру
в Желтое море.
План боя разработан не был, Витгефт ограничился лишь
постановкой общей задачи: избегая боя, прорываться во Владивосток. Корабли шли
строем кильватера: 6 броненосцев, за ними 4 крейсера, замыкало колонну
госпитальное судно “Монголия” с семьями офицеров. По бокам шли по 4 миноносца. В
10 часов 30 минут эскадра, двигаясь со скоростью 10 узлов, легла на курс SO 55°.
Японские дозорные корабли обнаружили ее выход и донесли об этом вице-адмиралу
Того, находившемуся с главными силами (4 броненосца и 2 броненосных крейсера) в
районе острова Раунд. Около 11 часов 30 минут с русских кораблей увидели
противника, шедшего на пересечение курса. Того хотел охватить голову нашей
эскадры, сосредоточенным огнем вывести из строя флагманский корабль и
дезорганизовать ее управление. В 12 часов 20 минут с дистанции 80 каб. японские
броненосцы открыли огонь. Русские корабли ответили с дистанции 65-70 каб. и
попытались уклониться от охвата головы своей колонны. Витгефт повернул влево,
прошел под кормой японцев и разошелся с ними на контркурсах. Того опоздал с
поворотом и оказался за кормой русской колонны. В результате расстояние между
эскадрами увеличилось настолько, что в 13 часов 25 минут стрельба прекратилась.
Через 20 минут Того попытался опять сблизиться с русскими кораблями, но снова
допустил грубые просчеты в маневрировании и отстал. Первая фаза боя ни одной из
сторон не дала существенных результатов, так как стрельба велась на больших
дистанциях и не отличалась высокой точностью. В русской эскадре попадания
получили броненосцы “Цесаревич” и “Полтава”, у японцев пострадали флагманский
броненосец “Миказа” и крейсер “Ниссин”, однако русская эскадра оказалась в
лучшем положении, так как противник остался позади.
Оторвавшись от противника и увеличив ход до 14 узлов, Витгефт
продолжал следовать в Корейский пролив. У него появилась надежда с наступлением
темноты оторваться от неприятеля и дойти до Владивостока. Но вскоре концевые
корабли стали отставать, и скорость колонны пришлось снизить. В 16 часов 45
минут японские корабли догнали русскую эскадру и с дистанции 45 каб. вступили с
ней в бой на параллельных курсах. Вначале обе стороны сосредоточили свой огонь
на флагманских кораблях противника. В течение часа бой протекал с переменным
успехом. Был момент, когда Того из-за серьезных повреждений на нескольких своих
кораблях и большого расхода снарядов намеревался выйти из боя. Но в это время
12-дюй-мовый японский снаряд разорвался между верхним и нижним мостиками
“Цесаревича” и произвел сильные разрушения. Контр-адмирал В.К. Витгефт был
разорван взрывом (после боя его тело не нашли), погибли два офицера его штаба и
несколько матросов. Большая часть офицеров, находившихся на мостике, включая
начальника штаба эскадры контр-адмирала Матусевича, получили тяжелые ранения. Эскадру повел командир “Цесаревича” капитан
I ранга Н.М. Иванов. Через 45 минут еще один 12-дюймовый снаряд разорвался у
боевой рубки “Цесаревича”. Его осколки проникли в рубку через смотровые прорези,
убили или ранили всех находившихся там людей и повредили рулевое управление.
Броненосец выкатился вправо и стал описывать циркуляцию. Не зная, что случилось,
за ним последовали “Ретвизан” и “Победа”. Японские корабли, воспользовавшись
нарушением боевого порядка русской эскадры, усилили огонь и добились
многочисленных попаданий. Командир броненосца “Ретвизан” капитан I ранга Э.Н.
Щенснович повернул на неприятеля и попытался прорваться в открытое море за
последним кораблем японской эскадры. Быстрое изменение дистанции сбивало наводку
комендоров, поэтому “Ретвизану” удалось приблизился к японским кораблям на
расстояние 17 каб. Но в этот момент осколком снаряда был контужен в живот Э.Н.
Щенснович. “Ретвизан” отвернул вправо, разошелся с японской эскадрой и
направился к Порт-Артуру.
В это время вступивший в командование “Цесаревичем” старший
офицер капитан 2 ранга Шумов приказал поднять сигнал о передаче командования
эскадрой младшему флагману контр-адмиралу князю П.П. Ухтомскому, находившемуся
на броненосце “Пересвет”. Но тому не удалось наладить управление эскадрой, и
корабли стали действовать большей частью самостоятельно.
К 18 часам стало ясно, что сражение проиграно, поэтому
Ухтомский принял решение возвращаться к Порт-Артуру. К “Пересвету”
присоединились броненосцы “Победа”, “Полтава”, “Севастополь” и затем
“Цесаревич”. Японские броненосцы из-за повреждений и заканчивающегося боезапаса
тоже больше не могли продолжать бой и отошли на север. В это время командир
отряда русских крейсеров контр-адмирал Н.К. Рейценштейн поднял сигнал “крейсерам
следовать за мной”, пересек курс своих броненосцев и повел свой “Аскольд” на
прорыв во Владивосток. За ним последовал только крейсер “Новик”. Им удалось на
24-узловом ходу оторваться от 3 крейсеров противника. Крейсера “Диана” и
“Паллада” не смогли дать такого же хода, быстро отстали и присоединились к своим
броненосцам. На этом сражение в Желтом море закончилось. Около 20 часов японская
эскадра скрылась из вида, но за русскими броненосцами пошло несколько их
миноносцев, чтобы ночью попытаться торпедировать отставшие корабли.
С наступлением темноты строй русской эскадры распался.
“Цесаревич”, “Диана” и 4 миноносца в разное время повернули к Владивостоку. 5
броненосцев, крейсер “Паллада”, 3 миноносца и госпитальное судно “Монголия”
благополучно вернулись в Порт-Артур. “Цесаревич” и 3 миноносца дошли до Циндао,
“Диана” пришла в Сайгон, “Аскольд” и один миноносец - в Шанхай. Все они были
интернированы в этих нейтральных портах и вернулись в состав российского флота
после окончания войны. Миноносец “Бурный” налетел на камни у мыса Шантунг и
затонул. Крейсер 2-го ранга “Новик” во время прорыва получил 3 попадания в левый
борт, но дошел до Циндао, где взял 250 т угля и попытался дойти до Владивостока,
обогнув Японию с юга. Но у самого активного корабля Порт-Артурской эскадры за 6
месяцев боевой службы и двухчасового прорыва на предельной скорости машины плохо
держали пар, поэтому на нем получился сильный перерасход угля. На утро десятого
дня пути, у южной оконечности острова Сахалин крейсеру пришлось зайти за углем
на Корсаковский пост. Во второй половине дня “Новик” был заблокирован на рейде
японским крейсером “Цусима”, имевшим вес бортового залпа 210 кг против 88 кг
нашего крейсера. Командир “Новика” капитан 2 ранга М.Ф. Шульц прекратил погрузку
угля, вывел корабль навстречу врагу и в 17 часов принял бой, во время которого
“Новик” получил еще 3 подводные пробоины и попадания в штурманскую рубку и
кормовой мостик. В надежде исправить повреждения ночью и на следующий день
повторить попытку прорыва, Шульц вернулся к Корсаковскому посту. Крейсер
“Цусима”, также получивший подводную пробоину, не стал преследовать русский
крейсер и отошел мористее. Вскоре стало ясно, что подручными средствами заделать
пробоины и исправить рулевое управление нельзя. Когда к японскому крейсеру
подошла помощь, команда “Новика” затопила свой корабль на отмели, чтобы позднее
его можно было поднять. Большая часть команды крейсера 10 октября благополучно
добралась до Владивостока.
Вернувшиеся в Порт-Артур корабли в море больше не выходили.
Артиллерией главного калибра они громили японские войска на подступах к городу.
Часть экипажей и малокалиберные пушки вошли в состав сухопутной обороны
Порт-Артура. В последний месяц осады города часть кораблей было потоплено на
рейде японской артиллерией, оставшиеся были затоплены своими командами перед
сдачей крепости.
|