8 июня 1855 г. Первое успешное применение мин на море
Первые опыты по взрыву пороховых зарядов под водой были
проведены в России преподавателем Морского кадетского корпуса полковником И.И.
Фитцумом еще в 1807 году. Тогда на дне Финского залива была с берега взорвана
первая в мире морская донная пороховая мина. Подрыв мины осуществлялся
воспламенением пороха в кожаном шланге, соединявшем заряд с берегом.
В октябре 1812 года русский ученый П.Л. Шиллинг провел первые
опыты по воспламенению порохового заряда под водой с помощью электрического
тока от гальванических батарей, опередив в этом американцев на 17 лет, а
англичан - на 25 лет.
В 1828 году профессор К.П. Власов предложил в качестве
взрывателя стеклянную, запаянную по концам трубку с кислотой, которая
располагалась между металлическими кулачками, выходящими за корпус мины. Еще
через 12 лет другой русский ученый - Б.С. Якоби разработал конструкцию подводной
мины, совершенной даже с современной точки зрения. В том же 1840 году была
сформирована специальная “гальваническая” команда моряков, положивших начало
созданию кадров русских морских минеров. Якоби и, возглавляемый им, “Особый
комитет для разработки подводных мин и фугасных ракет” продолжил свою работу. В
отчете за 1851 год Якоби уже мог написать: “При огромном моральном влиянии,
которое они производят на неприятеля, подводные мины принадлежат к самому
действенному и вернейшему средству обороны”. В этом все убедились через 3,5
года.
Началась Крымская война. В осаде находился Севастополь.
Одновременно англо-французский флот появился у берегов России на Дальнем Востоке
и в Балтийском море. Основная задача союзников на Балтике заключалась в захвате
Кронштадта и прорыве к Санкт-Петербургу. Из-за подавляющего превосходства
вражеского флота на море русское командование решило использовать в качестве
одного из средств защиты морские мины.
В мае 1855 года англо-французский флот в количестве 101
вымпела вошел в Финский залив с намерением начать боевые действия против
Кронштадта. Но на подходах к рейду крепости было уже выставлено более 200
гальванических и ударных мин конструкции академика Б.С. Якоби. Минные
заграждения были выставлены на подходе и к другим русским портам и крепостям.
Кроме мин Б.С. Якоби использовались мины системы штабс-капитана В.Г. Сергеева,
капитанов Н.П. Патрика и Д.К. Зацепина.
8 июня 1855 года английский пароходофрегат “Мерлин”, на
котором находились французский контр-адмирал Пено и английский контр-адмирал
Дандас, в сопровождении еще нескольких пароходов, проводя рекогносцировку
Северного фарватера, приблизился к русскому берегу. Внезапно в носовой части
фрегата раздался глухой взрыв. Очевидец так описывал это событие: “Наш корабль
накренился на бок и как бы готовился опрокинуться в раскрывшуюся перед ним
бездну... Через несколько мгновений послышался второй взрыв, и почувствовалось
сотрясение сильнее первого. Часть команды бросилась на палубу, и в течение
некоторого времени продолжалась суматоха; бок судна получил течь, бимсы и пояса
сломаны, палуба побита, и все мачты сломаны, и корабль спасся только как бы
чудом”. Находившийся поблизости фрегат “Файрфлай” испытал такой же “сильный
толчок”, получил повреждения, но остался на плаву. Вскоре последовали взрывы еще
под двумя пароходами. Заряд мин был не велик, всего 7-8 кг пороха, поэтому
подорвавшиеся корабли остались на плаву, но требовали ремонта в доке. Русские
мины произвели огромное моральное действие на моряков англо-французского флота.
17 июля 1855 года союзный флот снова вышел на разведку, на
этот раз в район Свеаборга и Гельсингфорса. Обнаружив большое количество мин,
корабли с осторожностью ретировались. Противник пришел к выводу о невозможности
ведения боевых действий в водах Балтики и отказался от захвата Санкт-Петербурга.
Всего в Восточной войне русские минеры выставили на Балтике и
Черном море 2558 ударных и гальванических мин.
|