20 июня 1880 г. Начало перехода миноносца “Батум”
Применение минных катеров в русско-турецкой войне
1877-1878 годов, наряду с высокой эффективностью, выявило и их существенные
недостатки: малую скорость, плохую мореходность и очень ограниченную дальность
плавания. Стало ясно, что флоту нужны были более крупные минные суда.
В 1877 году на заводе Берда был заложен первый мореходный
миноносец российского флота “Взрыв” водоизмещением 134 т. В том же году он был
спущен на воду и включен в боевой состав Балтийского флота. На нем была
установлена паровая машина мощностью 800 индикаторных сил, позволявшая развить
скорость 17 узлов. Миноносец имел на вооружении один носовой торпедный аппарат,
позже на нем установили 4 пятиствольных 37-мм орудия. Испытания и опыт плавания
“Взрыва” позволили определить дальнейшие пути развития миноносцев.
В декабре 1879 года на заводе “Ярроу” в Англии по русскому
проекту был заложен для Черноморского флота миноносец “Батум” водоизмещением
48,4 т. Работы проводились под наблюдением капитан-лейтенанта И.М. Зацаренного,
в 1877-1878 годах участвовавшего во всех атаках турецких кораблей минными
катерами с парохода “Великий князь Константин”. Спуск “Батума” на воду состоялся
31 мая 1880 года. Вооружение миноносца должно было состоять из двух носовых
неподвижных торпедных аппаратов и одного пятиствольного 37-мм орудия (их
установят позже). Но главным достоинством корабля была небывалая по тому времени
23-узловая скорость.
Первоначально предполагалось доставить “Батум” в Черное море
на борту парохода “Тотлебен”, но Зацаренный решил проверить мореходные качества
нового миноносца в дальнем переходе. 20 июня 1880 года “Батум” с экипажем
из 3 офицеров и 10 матросов вышел в устье Темзы. При 4-бальном волнении по
Ла-Маншу дошли до Плимута, откуда, пополнив запасы угля, “Батум” взял курс на
Брест. После краткой стоянке во французском порту миноносец по прямой стал
пересекать коварный Бискайский залив и 25 июня попал в жестокий шторм. Из-за
малочисленности команды 340 штормовых миль было пройдено практически в одну
смену. Измученные, но довольные собой и новым кораблем русские моряки вошли в
гавань Лиссабона, где их ждал небольшой отдых. Затем “Батум” прошел Гибралтар и
вдоль берегов Алжира направился к Италии. Теперь его команду изнуряла жара. В
машинном отделении температура доходила до 50 градусов.
На заводе в итальянском порту Фиуме на миноносец установили
торпедные аппараты, провели из них пробные стрельбы и нарастили дымовые трубы,
так как при большом волнении в них попадала вода. После этого русские моряки
отправились в дальнейший путь. У берегов Далмации “Батум” встретился с кораблями
русского отряда контр-адмирала Кремера, которые устроили ему восторженный прием.
Пройдя без приключений Босфор и родное Черное море, 21 августа 1880 года “Батум”
бросил якорь у Николаева. Небывалый в истории мореплавания 4805-мильный переход
маленького парового миноносца был блестяще завершен, доказав возможность
длительного плавания минных кораблей в открытом море. За этот переход
капитан-лейтенант И.М. Зацаренный был награжден орденом Святого Станислава 2-й
степени.
Постройкой миноносцев “Взрыв” и “Батум” было положено начало
строительству в России мореходных миноносцев. Последующие два десятилетия XIX
века характеризуются интенсивным строительством кораблей этого класса. |