6 марта 1906 г. Подводные лодки стали отдельным классом
кораблей
Хотя попытки создать корабль, который мог бы погружаться под воду и
оттуда поражать противника, проводились еще с XVII века, до 1900 года ни
в одном военно-морском флоте мира не было боевых подводных лодок. Но
зато в первые три года ХХ века все морские державы стали проводить
интенсивные разработки и строительство различных подводных кораблей и
приспосабливать их для ведения боевых действий. Начали создаваться такие
лодки и в России.Русско-японская война стала первой в мировой
истории, в которой принял участие, еще официально не признанный, но уже
заставивший противника считаться с собой, новый класс военных кораблей -
подводные лодки. Именно в это время начал пробивать себе дорогу через
недоверие морских ведомств и бюрократию чиновничества русский подводный
флот. И если к началу русско-японской войны в составе российского флота
числилась только одна, первая, русская боевая подводная лодка “Дельфин”,
то к концу 1904 года только во Владивостоке находилось 7 подводных лодок
различных конструкций, регулярно выходивших на боевое дежурство и
разведку в воды Тихого океана. 1 января 1905 года из них был сформирован
“отдельный отряд миноносцев” под началом командира лодки “Касатка”
лейтенанта А.В. Плотто. Отчаянно охраняла подступы к
Николаевску-на-Амуре лодка “Кета” лейтенанта С.А. Яновича с экипажем
всего 3 человека. Еще 4 лодки находились в осажденном японцами
Порт-Артуре, но их пришлось затопить при сдаче города.
На этих, по сути дела полуэкспериментальных образцах подводных лодок,
не прошедших настоящих заводских и полигонных испытаний, с плохо
подготовленными экипажами и офицерами, осваивавшими новую технику
благодаря своему энтузиазму и вере в ее будущее, приобретался бесценный
конструкторский, эксплуатационный и боевой опыт. Конечно трудно было
ожидать в это время от подводников значительных успехов, но моральный
эффект от факта возможного удара из-под воды был велик.
6 марта 1906 года в официальную классификацию кораблей и судов
Российского Императорского флота ( 1891 года ) был внесен новый класс
боевых кораблей - подводные лодки. До этого они числились миноносцами. К
сожалению, это не послужило толчком к бурному развитию подводного флота
в России. После окончания войны подводные лодки посчитали оборонительным
оружием умеренной ценности и отдали главную роль в морской войне
линейным кораблям-дредноутам. Такое отношение привело к тому, что
дальнейшие работы по развитию российского подводного флота проводились
больше на личном энтузиазме и финансировались казною по остаточному
принципу. По этой причине к 1909 году в Российском Императорском флоте
насчитывалось 32 лодки 10 типов водоизмещением от 17 до 500 тонн. Только
в июне 1912 года была заложена первая удачная серия подводных лодок типа
“Барс”, которые начали вступать в строй уже в ходе 1-й мировой войны. В
это время главный противник России - Германия имела многочисленный
современный подводный флот и, что не менее важно, большие
производственные мощности по созданию новых, более совершенных лодок.
Это не замедлило сказаться на результатах: в ходе войны 340
германских лодок уничтожили 5860 транспортных судов различных стран
общим водоизмещением более 13 миллионов (!) тонн и 192 боевых корабля, в
том числе 12 линкоров, 23 крейсера, 39 миноносцев. Всего же за время 1-й
мировой войны подводные лодки воевавших флотов потопили торговых судов
водоизмещением 19 миллионов тонн и 237 боевых кораблей. И это при том,
что со времени появления в составе флотов первых подводных лодок прошло
менее 20 лет. Несмотря на роль догоняющего, русским подводникам также
удалось вписать в годы 1-й мировой войны немало славных страниц в боевую
летопись Российского флота.
В 1995 году приказом Главнокомандующего ВМФ день объявления подводных
лодок самостоятельным классом кораблей (19 марта по н. ст.) стал Днем
подводника. |