8 марта 1968 г. Погибла подводная лодка “К-129”
24 февраля 1968 года дизельная ракетная подводная лодка “К-129” вышла из
базы в бухте Крашенинникова на Камчатке и под командованием капитана I
ранга В.И. Кобзаря направилась на патрулирование центральной части
Тихого океана. Лодка была построена в 1960 году в Комсомольске-на-Амуре
по проекту “629а”, имела нормальное водоизмещение около 2900 т, глубину
погружения 300 м и была вооружена 3 ракетами Р-21 с ядерными
боеголовками и 10 торпедными аппаратами (всего 16 торпед, в том числе 2
с ядерной боевой частью). Для лодки это был внеплановый выход по приказу
командования, поэтому многих из 98 членов ее экипажа вызвали на лодку из
отпусков или отдыха в санатории флота.
12 марта на лодку была послана контрольная радиограмма, но ответа на
нее не последовало. Не вышла лодка на связь и во второй контрольный срок
- 22 марта. После этого в район возможного нахождения лодки была
направлена поисково-спасательная экспедиция в составе 36 кораблей и
судов различного класса. Искали ее и с воздуха, но за 73 дня поисков ни
лодки, ни следов катастрофы обнаружено не было. (Нашли только пятно
соляра площадью 20 кв. миль, но точно кому он принадлежал, как и в каком
месте попал в воду определить не удалось). Факт трагедии и примерное
место гибели лодки командование официально в открытой печати не
подтвердило, что с точки зрения международного права делало лодку
бесхозной.
Но место аварии нашей лодки в это время уже знали американцы.
Существуют три основные версии получения этой информации и, как
следствие, причин аварии. Первая: подводный взрыв от разрушения прочного
корпуса лодки при ее падении на многокилометровую глубину был
запеленгован донными гидроакустическими станциями американской системы
ПЛО “SOSUS”, а пересечение пеленгов дало точку катастрофы. Причинами
аварии в этом случае могли быть или столкновение лодки с надводным
кораблем, или попадание воды внутрь лодки через шахту устройства работы
дизеля под водой (РДП). Вторая: внутренний взрыв аккумуляторных батарей
на лодке зафиксировал американский спутник-шпион. Этой версии официально
придерживалась американская сторона. Третья: при маневрировании
произошло непреднамеренное столкновение с американской подводной лодкой,
сопровождавшей “К-129”, так как в середине марта на базу США в Японии
пришла лодка SSN-579 “Суордфиш” (атомная, типа “Скейт”, водоизмещением
2860 т) с повреждениями обтекателя ГАК, рубочного руля и ограждения
боевой рубки в носовой части. В этом случае на американской лодке могли
достаточно точно зафиксировать координаты точки столкновения, но по
официальной версии ее командира Джона Ригсби “Суордфиш” получила
повреждения от столкновения с дрейфующей льдиной в Японском море.
В июне 1968 года, после прекращения поиска погибшей лодки нашими
кораблями, в район Тихого океана северо-западнее Гавайских островов
пришло судно ВМС США “Мизар”, в свое время проводившее поиск погибших
американских субмарин “Трешер” и “Скорпион”. Также в секретной операции
по поиску “К-129” приняла участие американская разведывательная
подводная лодка SSGN-587 “Хэлибат”. Через два месяца кропотливой работы
она обнаружила нашу лодку с помощью буксируемого подводного аппарата на
глубине около 6 км в точке с координатами 40° 06’ с.ш. 179° 57’ з.д. В
этом месте “К-129” должна была повернуть на новый курс 8 марта 1968
года. Возможно, этот поворот и привел к столкновению с “Суордфишем”.
Фотографии показали, что лодка лежит на ровном киле почти без крена, все
выдвижные устройства опущены и, на удивление, внешне она почти не
пострадала от падения на такую глубину и удара о грунт. Только в районе
между 2-м и 3-м отсеками, в легком и прочном корпусе зияла глубокая
узкая пробоина. Вероятнее всего, “К-129” шла под водой и “Суордфиш”
верхней частью рубки пропорола ее днище в районе центрального отсека. От
хлынувшей воды 2-й и 3-й отсеки сразу были затоплены, лодка просела на
глубину, переборки между другими отсеками были продавлены давлением
воды, и “К-129”, стремительно наполняясь водой, ушла на запредельную
глубину. Разгерметизация лодки и вода внутри скомпенсировали наружное
давление на корпус, поэтому он не был раздавлен.
Убедившись, что лодка цела, ЦРУ США приступило к осуществлению
секретной операции под кодовым названием “Проект Дженифер” по подъему
“К-129” с целью получения советских баллистических ракет и торпед, ключа
к шифрам, кодам, системам связи и управления, изучения технологии
строительства прочного корпуса и узлов лодки. Для осуществления этого
проекта в строжайшей тайне была проделана огромная подготовительная
работа. Для подъема лодки с такой глубины американцы построили
специальное судно “Гломар Эксплорер” (водоизмещением 36 тыс. т) с
уникальным оборудованием, позволявшим по данным спутника без якорей
удерживать эту махину в заданной точке с точностью 10 см. С этого судна
сборными стальными 9-метровыми трубами на глубину опускался захват в
виде 5 пар дистанционно управляемых гидравлических клещей, которые
должны были захватить и поднять лодку, а затем под корпусом судна
положить ее на специальную затопляемую док-камеру.
Только в конце июня 1974 года “Гломар” вышел в точку гибели “К-129” и
4 июля тайно приступил к работам. Вскоре лодку удалось захватить
гидравлическими клещами, после чего начался медленный ее подъем. Далее в
американских источниках сообщается о том, что на половине пути к
поверхности три захвата отломились. Корпус лодки не имея должной опоры
вскоре также переломился по линии трещины в конце центрального отсека и
кормовая часть погрузилась обратно в пучину. Возможно лодка уже на дне
лежала разломанная на две части, так как длина американской затопляемой
док-камеры была меньше длины всей “К-129”. Американские газеты сообщали
о том, что было поднято около 30 метров от 100-метровой лодки, а
представители ВМС США говорили только о 13 метрах, но это могло быть
дезинформацией для сокрытия того, что все-таки попало в руки ЦРУ.
Как следствие этого, противоречивы и сообщения по поводу числа
обнаруженных тел подводников и места их захоронения. Одни утверждают,
что были найдены тела многих членов экипажа, другие говорят о 8
подводниках, третьи - лишь о 6 моряках. По одним сведениям, погибшие
погребены в океане по ритуалу, принятому в советском ВМФ и церемония
снята на пленку, как доказательство соблюдения морских обычаев, по
другим источникам - на суше, на американском побережье Флориды. Кассета
с ритуалом захоронения 6 моряков в море в 1992 году была передана
руководству нашей страны, но из нее трудно понять кого, где и когда с
почестями опускают в воду.
20 октября 1998 года, по прошествии 30 лет с момента гибели, весь
экипаж лодки “К-129” был посмертно награжден орденами Мужества. Но
вопрос о причине трагедии и месте погребения моряков по-прежнему
остается без ответа, хотя из военного и политического давно стал
нравственным. Необходимо, чтобы родные и близкие погибших узнали правду
о том, где на самом деле находятся их могилы. |