9 марта 1825 г. Родился контр-адмирал А.Ф. Можайский
Александр Федорович
Можайский родился 9 марта 1825 года в городе Роченсальм Выборгской
губернии в дворянской семье морского офицера. В 1841 году окончил Морской
кадетский корпус и гардемарином был зачислен в Балтийский флот. В 1844-1846
годах мичманом плавал в Белом море и два раза переходил из Архангельска в
Кронштадт. В 1853 - 1854 годах в чине лейтенанта совершил плавание из
Кронштадта в Японию на знаменитом фрегате “Диана”. 5 января 1855 года в бухте
Симодо фрегат потерпел крушение. Поднявшийся во время землетрясения водяной вал
сильно повредил корабль. Команда фрегата смогла отвести “Диану” в бухту, но
спасти корабль не удалось. А.Ф. Можайский с частью экипажа на зафрахтованном
американском торговом судне “Каролина Фут” добрался до Петропавловска. В 1856
году через Сибирь вернулся в Кронштадт, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.
В 1858 году Можайский участвовал в Хивинской экспедиции под
командованием А.И. Бутакова, обследовавшей Аральское море. Плавал по Аму-Дарье и
совершил поход до Бухары. В 1859 году он был назначен старшим офицером
84-пушечного корабля “Орел” - первого в Российском флоте винтового корабля
специальной постройки. В том же году А.Ф. Можайский был произведен в
капитан-лейтенанты. В 1860-1861 годах в финском городе Пори он руководит
установкой паровой машины на новый винтовой клипер “Всадник”.
С 1856 года Можайский стал активно заниматься вопросами
воздухоплавания: изучал полеты птиц, воздушных змеев, исследовал возможность
создания летательного аппарата тяжелее воздуха. В 1862 году Можайский уходит в
отставку и становится мировым посредником в одном из уездов Вологодской
губернии. В 1866 году его производят в капитаны 2 ранга, а в 1869 году - в
капитаны I ранга. В 1873 году он назначен почетным мировым судьей Брацлавского
округа Подольской губернии.
В 1876 году Можайский создал проект первого летательного
аппарата тяжелее воздуха с корпусом в виде лодки и успешно испытал его модели. В
этом же году он совершил два успешных подъема на воздушном шаре. Вскоре после
этого он возвращается на морскую службу - на коммерческие суда Русского
общества пароходства и торговли (РОПиТ). С 1879 года капитан I ранга А.Ф.
Можайский вновь служит на Балтийском флоте.
Все эти годы продолжал самостоятельные исследования проблем
воздухоплавания и работы по созданию первого самолета. В ноябре 1881 года А.Ф.
Можайский получил первую в России привилегию (патент) на изобретенный им
“воздухоплавательный снаряд” и начал его постройку в натуральную величину. К
лету 1883 года самолет, оснащенный двумя паровыми машинами, был построен, а 7
июня испытан в Красном Селе под Петербургом. При испытаниях аппарат приподнялся,
ему удалось отделиться от земли, но при взлете он накренился и потерял
равновесие. Крыло и шасси задели за забор, окружавший место постройки, и аппарат
потерпел аварию. По утверждениям очевидцев, механик, управлявший самолетом,
получил увечье. И все же, это был первый в мире полет на летательном аппарате
тяжелее воздуха.
Можайский на свои средства продолжил работы по созданию
новых, более мощных и легких паровых двигателей, которые были построены на
Балтийском судостроительном заводе. Это были двигатели мощностью 50 л.с.,
весившие всего 4,9 кг на 1 л.с. - в то время наилегчайшие в мире. Одновременно
усовершенствовалась конструкция летательного аппарата. Но для окончательного
завершения работ Можайский не имел средств. Он в который раз обращается за
помощью в Главное инженерное управление. Ответ гласил, что комиссия “… не видит
никакого повода к ходатайству о пособии г. Можайскому”.
20 марта 1890 года контр-адмирала А.Ф. Можайского не стало. |