Военно-морской флот России


9 марта 1825 г. Родился контр-адмирал А.Ф. Можайский 

Описание Фотографии

 

     
Александр Федорович Можайский родился 9 марта 1825 года в городе Роченсальм Выборгской губернии в дворянской семье морского офицера. В 1841 году окончил Морской кадетский корпус и гардемарином был зачислен в Балтийский флот. В 1844-1846 годах мичманом плавал в Белом море и два раза переходил из Архангельска в Кронштадт. В 1853 - 1854 годах в чине лейтенанта совершил плавание из Кронштадта в Японию на знаменитом фрегате “Диана”. 5 января 1855 года в бухте Симодо фрегат потерпел крушение. Поднявшийся во время землетрясения водяной вал сильно повредил корабль. Команда фрегата смогла отвести “Диану” в бухту, но спасти корабль не удалось. А.Ф. Можайский с частью экипажа на зафрахтованном американском торговом судне “Каролина Фут” добрался до Петропавловска. В 1856 году через Сибирь вернулся в Кронштадт, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.

В 1858 году Можайский участвовал в Хивинской экспедиции под командованием А.И. Бутакова, обследовавшей Аральское море. Плавал по Аму-Дарье и совершил поход до Бухары. В 1859 году он был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля “Орел” - первого в Российском флоте винтового корабля специальной постройки. В том же году А.Ф. Можайский был произведен в капитан-лейтенанты. В 1860-1861 годах в финском городе Пори он руководит установкой паровой машины на новый винтовой клипер “Всадник”.

С 1856 года Можайский стал активно заниматься вопросами воздухоплавания: изучал полеты птиц, воздушных змеев, исследовал возможность создания летательного аппарата тяжелее воздуха. В 1862 году Можайский уходит в отставку и становится мировым посредником в одном из уездов Вологодской губернии. В 1866 году его производят в капитаны 2 ранга, а в 1869 году - в капитаны I ранга. В 1873 году он назначен почетным мировым судьей Брацлавского округа Подольской губернии.

В 1876 году Можайский создал проект первого летательного аппарата тяжелее воздуха с корпусом в виде лодки и успешно испытал его модели. В этом же году он совершил два успешных подъема на воздушном шаре. Вскоре после этого он возвращается на морскую службу - на коммерческие суда Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ). С 1879 года капитан I ранга А.Ф. Можайский вновь служит на Балтийском флоте.

Все эти годы продолжал самостоятельные исследования проблем воздухоплавания и работы по созданию первого самолета. В ноябре 1881 года А.Ф. Можайский получил первую в России привилегию (патент) на изобретенный им “воздухоплавательный снаряд” и начал его постройку в натуральную величину. К лету 1883 года самолет, оснащенный двумя паровыми машинами, был построен, а 7 июня испытан в Красном Селе под Петербургом. При испытаниях аппарат приподнялся, ему удалось отделиться от земли, но при взлете он накренился и потерял равновесие. Крыло и шасси задели за забор, окружавший место постройки, и аппарат потерпел аварию. По утверждениям очевидцев, механик, управлявший самолетом, получил увечье. И все же, это был первый в мире полет на летательном аппарате тяжелее воздуха.

Можайский на свои средства продолжил работы по созданию новых, более мощных и легких паровых двигателей, которые были построены на Балтийском судостроительном заводе. Это были двигатели мощностью 50 л.с., весившие всего 4,9 кг на 1 л.с. - в то время наилегчайшие в мире. Одновременно усовершенствовалась конструкция летательного аппарата. Но для окончательного завершения работ Можайский не имел средств. Он в который раз обращается за помощью в Главное инженерное управление. Ответ гласил, что комиссия “… не видит никакого повода к ходатайству о пособии г. Можайскому”.

20 марта 1890 года контр-адмирала А.Ф. Можайского не стало.