11 марта 1958 г. Поставлен на вечную стоянку сторожевой
корабль “Красный Вымпел”
В августе 1911 года вошла в строй построенная на Охтинской верфи в
Санкт-Петербурге по заказу камчатского губернатора парусно-паровая яхта
“Адмирал Завойко”. Свое имя яхта получила в честь руководителя обороны
Петропавловска-Камчатского в 1854 году адмирала В.С. Завойко. После
перехода на Дальний Восток яхта использовалась в качестве посыльного
судна камчатской администрации.
29 ноября 1917 года экипаж яхты одним из первых на Дальнем Востоке
перешел на сторону советской власти. В июне 1918 года во Владивостоке
корабль захватили белогвардейцы, но в январе 1921 года он был отбит
частями Народно-Революционной Армии Дальневосточной Республики и включен
в состав Сибирской военной флотилии. В этот период командиром яхты был
бывший офицер русского флота А.И. Клюсс. В том же году корабль доставил
партизанам Камчатки оружие для борьбы с белогвардейскими частями и
японскими интервентами.
После белогвардейского переворота во Владивостоке в мае 1921 года
“Адмирал Завойко” скрытно ушел из Петропавловска в китайский порт
Шанхай, где находился почти 2 года. Экипаж неоднократно отражал попытки
покинувших Россию белогвардейцев захватить корабль. Одновременно яхта,
вооруженная в то время всего одной 40-мм пушкой, охраняла несколько
пароходов русского Добровольного флота.
В октябре 1922 года Владивосток был освобожден, и команда “Адмирала
Завойко” стала готовиться к возвращению на Родину. 24 января 1923 года
на корабле был спущен Андреевский флаг и поднят кормовой военный флаг
РСФСР. После возвращения во Владивосток корабль получил название
“Красный Вымпел”. В апреле следующего года на яхте дополнительно
установили четыре 75-мм пушки и переоборудовали в сторожевой корабль (СКР)
для охраны советского побережья.
В 1924-1929 годах “Красный Вымпел” участвовал в ликвидации банд в
Аянском районе, перевозил раненых, буксировал с Сахалина на Амур
уведенные японцами суда военной речной флотилии, служил штабным кораблем
и гидрографическим судном. Летом 1929 года “Красному Вымпелу” поручили
оборудовать посадочные пункты на островах Беринга и Атту для перелета
гидросамолета “Страна Советов” по маршруту Москва - Нью-Йорк через
Сибирь и Тихий океан. После решения о создании Тихоокеанского флота,
одним из первых в его состав был включен СКР “Красный Вымпел”. В
предвоенные годы на нем проходили морскую и штурманскую практику
курсанты Тихоокеанского высшего военно-морского училища.
Во время Великой Отечественной войны “Красный Вымпел” выполнял работы
по прокладке подводных кабелей, обеспечивал стоянки подводных лодок на
отдаленных рейдах и боевые операции кораблей на Тихом океане. В октябре
1944 года его переоборудовали в контрольную гидроакустическую станцию.
После войны за выполнение заданий по обнаружению вражеских мин и
разработку способов их траления 23 члена экипажа корабля были награждены
орденами и медалями.
11 марта 1958 года ветеран Тихоокеанского флота был поставлен на
вечную стоянку в бухте Золотой Рог и превращен в мемориальный
корабль-музей. |