Военно-морской флот России


11 марта 1958 г. Поставлен на вечную стоянку сторожевой корабль “Красный Вымпел” 

Описание  

 

     
В августе 1911 года вошла в строй построенная на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге по заказу камчатского губернатора парусно-паровая яхта “Адмирал Завойко”. Свое имя яхта получила в честь руководителя обороны Петропавловска-Камчатского в 1854 году адмирала В.С. Завойко. После перехода на Дальний Восток яхта использовалась в качестве посыльного судна камчатской администрации.

29 ноября 1917 года экипаж яхты одним из первых на Дальнем Востоке перешел на сторону советской власти. В июне 1918 года во Владивостоке корабль захватили белогвардейцы, но в январе 1921 года он был отбит частями Народно-Революционной Армии Дальневосточной Республики и включен в состав Сибирской военной флотилии. В этот период командиром яхты был бывший офицер русского флота А.И. Клюсс. В том же году корабль доставил партизанам Камчатки оружие для борьбы с белогвардейскими частями и японскими интервентами.

После белогвардейского переворота во Владивостоке в мае 1921 года “Адмирал Завойко” скрытно ушел из Петропавловска в китайский порт Шанхай, где находился почти 2 года. Экипаж неоднократно отражал попытки покинувших Россию белогвардейцев захватить корабль. Одновременно яхта, вооруженная в то время всего одной 40-мм пушкой, охраняла несколько пароходов русского Добровольного флота.

В октябре 1922 года Владивосток был освобожден, и команда “Адмирала Завойко” стала готовиться к возвращению на Родину. 24 января 1923 года на корабле был спущен Андреевский флаг и поднят кормовой военный флаг РСФСР. После возвращения во Владивосток корабль получил название “Красный Вымпел”. В апреле следующего года на яхте дополнительно установили четыре 75-мм пушки и переоборудовали в сторожевой корабль (СКР) для охраны советского побережья.

В 1924-1929 годах “Красный Вымпел” участвовал в ликвидации банд в Аянском районе, перевозил раненых, буксировал с Сахалина на Амур уведенные японцами суда военной речной флотилии, служил штабным кораблем и гидрографическим судном. Летом 1929 года “Красному Вымпелу” поручили оборудовать посадочные пункты на островах Беринга и Атту для перелета гидросамолета “Страна Советов” по маршруту Москва - Нью-Йорк через Сибирь и Тихий океан. После решения о создании Тихоокеанского флота, одним из первых в его состав был включен СКР “Красный Вымпел”. В предвоенные годы на нем проходили морскую и штурманскую практику курсанты Тихоокеанского высшего военно-морского училища.

Во время Великой Отечественной войны “Красный Вымпел” выполнял работы по прокладке подводных кабелей, обеспечивал стоянки подводных лодок на отдаленных рейдах и боевые операции кораблей на Тихом океане. В октябре 1944 года его переоборудовали в контрольную гидроакустическую станцию. После войны за выполнение заданий по обнаружению вражеских мин и разработку способов их траления 23 члена экипажа корабля были награждены орденами и медалями.

11 марта 1958 года ветеран Тихоокеанского флота был поставлен на вечную стоянку в бухте Золотой Рог и превращен в мемориальный корабль-музей.