13 марта 1917 г. Гидросамолет захватывает турецкую шхуну
13 марта 1917 года гидросамолет М-9 Черноморского флота,
на котором находились летчик лейтенант М.М. Сергеев и наблюдатель унтер-офицер
Тур, вместе с другими самолетами гидрокрейсера “Николай I” осуществлял
бомбардировку Константинополя. Из-за неисправности в моторе самолет вынужден был
спланировать на воду в районе Деркоса вне видимости сопровождавших русских
судов. Подобрав вернувшиеся самолеты и считая самолет М.М. Сергеева сбитым или
захваченным, русские корабли ушли в Севастополь. Тем временем Сергеев и Тур
исправили мотор и направились к месту стоянки гидрокрейсера. Не обнаружив его в
условленном районе, Сергеев на остатках топлива направился в сторону родного
берега.
Вдруг летчик увидел турецкую парусную фелюгу. Сергеев пошел
на нее в атаку и огнем из пулемета вынудил турок оставить судно и на шлюпке
бежать на берег. После этого самолет сел на воду у фелюги. Захватив ее, летчики
уничтожили самолет, предварительно сняв с него ценные части, пулемет и компас.
Подняв паруса, морские летчики пошли в Севастополь, но вскоре попали штилевую
полосу.
После 6 суток плавания, не имея провизии и почти без воды,
Сергеев и Тур прибыли к Джарылгачской косе. Дав о себе знать через пост
наблюдения и связи в Ак-Мечети, отважные авиаторы были взяты на борт высланным
за ними миноносцем.
В двадцатые годы М.М. Сергеев стал первым начальником авиации Черного и
Азовского морей. |
3 марта 1942 года подводная лодка Северного флота “Щ-402”
подверглась атаке противолодочных кораблей. От близкого разрыва глубинной бомбы
получили повреждения топливные цистерны, из которых вытекло много соляра.
Посчитав лодку уничтоженной, корабли противника ушли, а “Щ-402” осталась
практически без топлива в 400 милях от своей базы и в 30 милях от занятого
врагом мыса Нордкап. После всплытия лодку стало сносить ветром в сторону этого
берега.
Сообщив радиограммой на базу о своем положении, командир
лодки капитан 3 ранга Н.Г. Столбов на остатках соляра с добавлением в него
смазочного масла попытался удержать “Щ-402” вдали от берега, благо пасмурная
погода и снежные заряды пока скрывали ее от немецких наблюдателей.
На базе в это время заканчивала ремонт подводная лодка “К-21”
капитана 2 ранга Н.А. Лунина. Получив приказ выйти на помощь “Щ-402”, команда
“катюши” за 12 часов закончила все работы и доложила о готовности к выходу в
море. Вместе с Луниным в этот раз пошел командир 1-го дивизиона бригады
подводных лодок Северного флота М.И. Гаджиев. Для сокращения времени подхода к
аварийной лодке “К-21” шла полным надводным ходом всего в 25 милях от вражеского
берега.
Отыскать “Щ-402” из-за непрерывных снежных зарядов было
непросто. Сигнальщикам с “К-21” пришлось приложить немало усилий, чтобы
обнаружить аварий-ную лодку. Утром 13 марта лодки встретились, а в 12
часов 45 минут началась передача топлива. Это было очень опасно, так как в любой
момент могли налететь фашистские самолеты и потопить оба корабля, лишенные
свободы маневра. Поэтому на лодках торпеды и артиллерию приготовили к
немедленному действию, а у шлангов передачи топлива и швартовых концов стояли
краснофлотцы, готовые перерубить их по приказу. Масло носили в резиновых мешках
из-под дистиллированной воды. За час было передано 8 тонн соляра и 120 литров
масла. Это был первый на Северном флоте случай передачи топлива с одной
подводной лодки на другую в открытом море и в условиях качки. После этого оба
экипажа благополучно привели свои корабли в базу. За мужество и героизм моряки
обоих кораблей были отмечены правительственными наградами. 3 апреля 1942 года
“Щ-402” стала Краснознаменной. 25 июля 1943 года лодке было присвоено
гвардейское звание. 21 сентября 1944 года во время своего 16-го боевого похода
она была ошибочно потоплена торпедой советского самолета. “Щ-402” стала
последней погибшей в ходе Великой Отечественной войны подводной лодкой Северного
флота. |