14 марта 1904 г. Срыв попытки перекрыть рейд Порт-Артура
После провала операции японского командования по блокированию русской
эскадры на внутреннем рейде Порт-Артура в ночь на 11 февраля 1904 года и
отражения перекидным огнем тяжелых орудий русских броненосцев попыток
обстрела города и гавани с моря, командующий японской эскадрой адмирал
Хейхатиро Того решил попробовать еще раз закупорить русский флот в
гавани. Возглавить отряд из 4 пароходов-брандеров поручили герою
февральского рейда капитан-лейтенанту Т. Хиросе. Команда кораблей
набиралась из добровольцев. Сопровождать брандеры до Порт-Артура должны
были 6 миноносцев.
Новый командующий русского Флота Тихого океана вице-адмирал С.О. Макаров
был уверен, что японцы вновь попытаются заблокировать русский флот, и,
чтобы затруднить действия их транспортов-заградителей, приказал затопить
при выходе на рейд два парохода и поставить боны, оставив между ними
проход для эскадры. Было усилено ночное дежурство миноносцев, которые
получили приказ при появлении неприятельских кораблей атаковать их и не
допускать к проходу. В помощь миноносцам выделены дежурные канонерские
лодки и минные катера. У входа на рейд под Золотой горой дополнительно
были установлены 120-мм пушки, снятые с вспомогательного крейсера
“Ангара”.
В 2 часа 20 минут ночи 14 марта прожектора крепости высветили
приближающиеся к рейду 4 парохода-заградителя и японские миноносцы, и
сразу крепостные батареи и корабли открыли по ним огонь. После первых
выстрелов С.О. Макаров прибыл на канонерскую лодку “Бобр”, стоявшую в
проходе, и в течение нескольких часов руководил операцией по отражению
противника. Головной брандер был подорван торпедой миноносца “Сильный”
лейтенанта Е.И. Криницкого. Взрывом у него был оторван форштевень, но
носовая переборка уцелела и не позволила брандеру затонуть. Потерявший
управление и осыпаемый со всех сторон снарядами, японский пароход
развернулся и уткнулся в берег. В это время на “Сильном” один из
матросов случайно ухватился за рычаг парового свистка. Над гаванью
раздался протяжный гудок, который японские заградители приняли за сигнал
своего ведущего и повернули за ним. Это предопределило полный провал
операции противника. Еще два японских судна приткнулись у Золотой горы,
а четвертое, торпедированное миноносцем “Решительный” и расстрелянное
береговыми батареями, затонуло у Тигрового полуострова. На одном из
брандеров погиб Т. Хиросе.
В это время бой на подступах к Порт-Артуру еще продолжался. Миноносец
“Сильный” получил повреждения от огня “Аотака” и “Цубаме” и тоже
выбросился на берег. На русском миноносце погибли 7 матросов и
инженер-механик В.В. Зверев. Лейтенант Криницкий и 12 матросов получили
ранения. В это время к месту боя подошла канонерская лодка “Бобр” под
флагом командующего. Вместе с канонерской лодкой “Отважный” она отогнала
вражеские миноносцы.
Теперь требовалось осмотреть брошенные под берегом вражеские
пароходы, потушить на них пожары и обезвредить подрывные устройства. Это
было выполнено командами добровольцев под руководством лейтенантов М.А.
Кедрова, Н.Н. Азарьева и мичмана Г.С. Пилсудского. С японских кораблей
также была снята малокалиберная артиллерия, которую затем передали на
усиление береговой обороны и на некоторые миноносцы.
Когда утром 14 марта у Порт-Артура появился японский флот, ему
навстречу благополучно вышла русская эскадра, убедив Х. Того в очередном
провале его замыслов. Не приняв боя, японские корабли отошли. С.О.
Макаров для безопасности прохода приказал затопить на рейде еще два
парохода и выставить дополнительное боновое заграждение. Кроме того, для
обороны рейда были специально выделены береговые батареи, канонерские
лодки и введено дежурство крейсеров, миноносцев и катеров у затопленных
на рейде пароходах, бонах и минных заграждениях. Получив от своих
разведчиков сведения о принятых С.О. Макаровым мерах, Х. Того больше не
пытался перекрыть проход в гавань вплоть до падения Порт-Артура. |