17 марта 1927 г. Спущен на воду торпедный катер “Первенец”
В Российском Императорском флоте торпедных катеров не было. Только
принятая в ноябре 1926 года первая послереволюционная программа военного
судостроения предусматривала строительство кораблей этого класса. К
этому времени ЦАГИ по заданию Народного комиссариата по морским делам
уже разработал проект первого советского торпедного катера. С апреля
1925 года над его созданием работали талантливые инженеры С.С.
Четвериков, А.А. Архангельский, Н.В. Грибов, В.М. Петляков, Н.С.
Некрасов. Возглавил бригаду А.Н. Туполев. Катер под индексом “АНТ-3” был
заложен в августе
1925 года, строился в Москве, а испытывался под Севастополем. Это был
реданный катер из гофрированного алюминия водоизмещением 11 т,
вооруженный одной 450-мм торпедой образца 1912 года в лотковом аппарате
и 2 пулеметами. Экипаж - 3 человека.14 марта 1927 года катер,
символически названный “Первенцем”, был доставлен по железной дороге в
Севастополь, и 17 марта спущен на воду Черного моря. Командиром
“Первенца” назначили И.А. Ананьина. Оснащенный двумя бензиновыми
моторами “Райт-Тайфун” мощностью по 600 л. с., катер на испытаниях
развил на спокойной воде 54 узлов - скорость по тем временам
поразительную даже для глиссера. Но испытания выявили, что при отличных
ходовых качествах “Первенец” не обладал достаточной мореходностью.
Несмотря на это, катер 12 августа 1927 года вошел в состав Морских сил
Черного моря.
Выявленные в процессе испытаний и первых месяцев эксплуатации
недостатки “Первенца” были устранены на серийном торпедном катере
“ГАНТ-4”, испытанном осенью 1928 года. Его вооружение состояло из двух
торпедных аппаратов и пулемета. Всего таких катеров под индексом “Ш-4”
было построено 59 единиц, но в боевых действиях во время Великой
Отечественной войны участвовало только 13 катеров этого типа, остальные
еще до войны были разоружены и переведены в разряд учебных или рейдовых
плавсредств. “Ш-4” интересен еще и тем, что в 1930 году на нескольких
катерах была установлена аппаратура телеуправления А.Ф. Шорина, которая
позволяла управлять движением катеров посредством радиокоманд с
самолета. В 1932 году, после успешных испытаний этой аппаратуры, был
сформирован опытный дивизион катеров “волнового управления”.
С 1935 года в состав флота начали поступать торпедные катера типа
“ГАНТ-5” (“Г-5”) водоизмещением 14,5 т, ставшие основным типом катера в
советском ВМФ (всего было построено 329 таких катеров). Катер оснащался
двумя отечественными моторами типа “ГАМ-34” мощностью 850 л. с.,
разработанными на базе авиационного двигателя “АМ-34” конструкции А.А.
Микулина. Катер был вооружен двумя 533-мм торпедами и спаренной 12,7-мм
пулеметной установкой. Вместо торпед на борт могли браться мины или
глубинные бомбы. Экипаж состоял из 6 человек. На испытаниях головной
катер развил 58 узлов с полной нагрузкой, 65 узлов без нагрузки и
показал хорошие мореходные качества. По основным тактико-техническим
элементам “ГАНТ-5” не уступал зарубежным торпедным катерам. В
предвоенные годы катера этого типа составляли основу легких сил
советского флота. Их строительство в различных модификациях продолжалось
до 1944 года.
С 1940 года в советский ВМФ начали поступать большие деревянные
торпедные катера типа “Д-3” водоизмещением 32 т с тремя двигателями
“ГАМ-34ФН” суммарной мощностью 3750 л. с., обеспечивавшими скорость
полного хода 48 узлов. Вооружен он был аналогично “Г-5”, но торпеды
размещались не в лотковых аппаратах, а на бугелях вдоль бортов. Экипаж
состоял из 9 человек. Всего было построено 73 таких катера. По проекту
“Д-3” был выпущен торпедный катер “СМ-3” со стальным корпусом.
С этими торпедными катерами наш флот вступил во 2-ю мировую войну. К
середине 1941 года в советском ВМФ насчитывалось 269 торпедных катеров и
строительство их продолжалось. С 1943 года по ленд-лизу к нам поступило
еще 52 торпедных катера “А-2” (“Хиггинс”), а с 1944 года - 83 катера
“А-1” (“Воспер”) и 31 катер “А-3” (“Элко”). В ходе боевых действий
некоторые торпедные катера оснащались установками для пуска реактивных
снарядов. |