20 марта 1943 г. Вступила в строй подводная лодка “М-200”
31 марта 1940 года в Ленинграде на Новом Адмиралтействе была заложена
головная лодка “М-200” новой, XV, серии. Принципиальными отличиями этой
серии от предыдущих “Малюток” были: двухвальная дизель-электрическая
ходовая установка и 4 носовых торпедных аппарата. Из 22 запланированных
к постройке лодок этой серии сдали флоту в ходе войны только 4. “М-200”
была спущена на воду 17 июля 1941 года, но средств на ее достройку не
было. Через год по инициативе Л.М. Лободенко (вдовы погибшего в 1941
году военкома бригады подводных лодок Северного флота полкового
комиссара В.М. Лободенко) семьями моряков-североморцев и жителями
Горьковской области были собраны денежные средства на постройку
подводной лодки “Месть”. На эти средства была достроена “М-200”. 20
марта 1943 года лодка вступила строй и через 9 дней вошла в состав
Каспийской военной флотилии. В конце мая она и еще 5 подводных лодок
были переведены из Астрахани по внутренним водным путям в Заполярье и
включены в состав Северного флота. 18 июня 1943 года приказом НК ВМФ
“М-200” было официально присвоено название “Месть”.“М-200” под
командованием капитана 3 ранга В.А. Тураева, а затем капитан-лейтенанта
В.Л. Гладкова совершила 6 боевых походов. После войны лодку по железной
дороге отправили из Мурманска в Ленинград и в июле 1945 года включили в
состав Балтийского флота, где она исправно служила еще 11 лет.
21 ноября 1956 года около 8 часов вечера недалеко от Таллинна “М-200”
столкнулась с эсминцем “Статный”. Острый форштевень эсминца проломил
борт подводной лодки, которая, встав почти вертикально, начала медленно
погружаться. Из воды сразу были спасены 6 человек. Отсутствие четко
налаженных спасательных работ привело к тому, что “М-200” подняли только
на 6 день. Погибло 28 моряков. |