Военно-морской флот России


20 марта 1943 г. Вступила в строй подводная лодка “М-200”  

Описание  

 

     
31 марта 1940 года в Ленинграде на Новом Адмиралтействе была заложена головная лодка “М-200” новой, XV, серии. Принципиальными отличиями этой серии от предыдущих “Малюток” были: двухвальная дизель-электрическая ходовая установка и 4 носовых торпедных аппарата. Из 22 запланированных к постройке лодок этой серии сдали флоту в ходе войны только 4. “М-200” была спущена на воду 17 июля 1941 года, но средств на ее достройку не было. Через год по инициативе Л.М. Лободенко (вдовы погибшего в 1941 году военкома бригады подводных лодок Северного флота полкового комиссара В.М. Лободенко) семьями моряков-североморцев и жителями Горьковской области были собраны денежные средства на постройку подводной лодки “Месть”. На эти средства была достроена “М-200”. 20 марта 1943 года лодка вступила строй и через 9 дней вошла в состав Каспийской военной флотилии. В конце мая она и еще 5 подводных лодок были переведены из Астрахани по внутренним водным путям в Заполярье и включены в состав Северного флота. 18 июня 1943 года приказом НК ВМФ “М-200” было официально присвоено название “Месть”.

“М-200” под командованием капитана 3 ранга В.А. Тураева, а затем капитан-лейтенанта В.Л. Гладкова совершила 6 боевых походов. После войны лодку по железной дороге отправили из Мурманска в Ленинград и в июле 1945 года включили в состав Балтийского флота, где она исправно служила еще 11 лет.

21 ноября 1956 года около 8 часов вечера недалеко от Таллинна “М-200” столкнулась с эсминцем “Статный”. Острый форштевень эсминца проломил борт подводной лодки, которая, встав почти вертикально, начала медленно погружаться. Из воды сразу были спасены 6 человек. Отсутствие четко налаженных спасательных работ привело к тому, что “М-200” подняли только на 6 день. Погибло 28 моряков.