24 марта 1703 г. На Олонецкой верфи заложен первый фрегат
Еще под Азовом Петр I понял, что без флота ему не овладеть даже
сравнительно слабой приморской крепостью. Поэтому, устремив свои помыслы
на выход в Балтийское море, он первым делом начал создавать на западе и
северо-западе России судостроительные центры и закладывать на них первые
российские военные корабли.24 марта 1703 года на Олонецкой верфи на
реке Свири амстердамский корабельный мастер Выбе Геренс заложил первый
российский фрегат Балтийского флота. Его длина должна была быть 25,5 м,
ширина 6,8 м, средняя осадка 2,6 м. Экипаж - 120 человек. На закрытой
батарейной палубе (деке) и верхней палубе фрегата должны были быть
установлены 28 пушек калибром 8, 6 и 3 фунта.
Во время строительства фрегата русские войска вели упорные бои за
выход к Финскому заливу. 1 мая 1703 года штурмом была взята шведская
крепость Ниеншанц, расположенная неподалеку от устья Невы и открывавшая
путь к Балтийскому морю. В связи с этим событием в царский штандарт были
внесены изменения: двуглавый орел теперь держал в лапах и клювах не три,
а четыре карты - с очертаниями Белого, Каспийского, Азовского и
Балтийского морей. В честь этого события, спущенный на воду 22 августа
1703 года, фрегат получил имя “Штандарт”. 8 сентября того же года, когда
царь Петр I взошел на корабль, на его грот-брам-стеньге был поднят
царский штандарт нового образца.
Фрегат под командованием капитана Петра Михайлова (Петр I) перешел
Ладожское озеро во главе семи вновь построенных судов и стал на якорь на
рейде крепости Шлиссельбург. Впоследствии он принял активное участие в
Северной войне. В 1705-1709 годах фрегат “Штандарт” ежегодно с мая по
октябрь выходил в составе эскадры к Кроншлоту для защиты строящегося
Санкт-Петербурга с моря, ходил в крейсерство к Красной Горке,
маневрировал на рейде для обучения моряков. С 5 по 10 июня 1705 года в
составе эскадры вице-адмирала К.И. Крюйса участвовал в перестрелке со
шведской эскадрой адмирала Анкерштерна при ее нападении на Котлин. Из-за
отсутствия в российском флоте в первоначальный период его создания
линейных кораблей, фрегат первоначально выполнял их функции и участвовал
в линейной стрельбе.
Спешность при создании первых кораблей русского флота и отсутствие
достаточного опыта привело к тому, что построенный из сырого леса фрегат
оказался недолговечным. Осенью 1709 года “Штандарт” признали негодным к
дальнейшей службе и отправили на ремонт. После окончания ремонтных
работ, в 1712 и 1713 годах фрегат ходил в крейсерство по Финскому
заливу. С 1714 года в море больше не выходил, а в 1725 году по указу
Адмиралтейств-коллегии он был введен в Кронверкскую гавань и вытащен на
берег для сохранения как первое линейное судно Балтийского флота. Однако
уберечь фрегат не удалось - в 1730 году его разобрали по ветхости.
В 1824-1841 годах в составе Черноморского флота находился еще один
фрегат с именем “Штандарт”. В настоящее время группа энтузиастов в
Санкт-Петербурге воссоздает полноразмерную копию первого фрегата
российского флота. |