25 марта 1958 г. Вышло постановление о сокращении флота
Еще в 30-е годы военный флот стал объектом пристального внимания И.В.
Сталина, рассматривавшего его как мощное средство решения глобальных
политических задач. “Нет ни одного проекта корабля, нет ни одного
орудия, нет ни одного малого или большого вопроса строительства
Военно-Морского Флота, который не проходил бы через руки товарища
Сталина, и по которому мы не получали бы конкретных указаний” – говорил
на XVIII съезде ВКП(б) нарком судостроения И.Ф. Тевосян. Война помешала
осуществлению планов Сталина строительства серии мощнейших линейных
кораблей и тяжелых крейсеров. Вернее не помешала, а приостановила их
осуществление.
Едва только закончилась война, как по приказу Сталина продолжились
работы по созданию для советского флота тяжелых крейсеров проекта 82. По
замыслу вождя это должен быть “крейсер-пират”, “крейсер-бан-дит”
способный уничтожить слабейшего противника и уйти от более сильного.
Водоизмещение крейсера должно было составлять 42300 тонн, а стоимость
строительства – 1.2 триллиона рублей в ценах 1946 года. В 1951 году в
Николаеве и Ленинграде были заложены 2 таких крейсера – “Сталинград” и
“Москва”. На основе трофейной документации разрабатывались проекты новых
линкоров с 18-дюймовыми орудиями. В апреле 1946 года было принято
решение о внесении изменений в конструкцию при достройке легких
крейсеров проекта 68. Одновременно закладывались и строились десятки
новых эсминцев, сторожевиков и подводных лодок. В 1950-1951 годах в
состав флота вошли первые 5 крейсеров проекта 68К (типа “Чапаев”),
которые были заложены еще в 1939 году.
Принятый в соответствии с законом о пятилетнем плане восстановления и
развития народного хозяйства от 18 марта 1946 года план военного
судостроения на 1946-1955 годы предусматривал строительство в, лежащей в
руинах и потерявшей в сражениях более 25 миллионов своих граждан,
стране: 2 громадных линкоров проекта 24, 4 тяжелых крейсеров проекта 82,
30 легких крейсеров проекта 68-бис, 188 эсминцев, 177 сторожевых
кораблей, 352 различных подводных лодок и большого количества малых
кораблей (всего 2482 единицы). Интересно отметить, что в этом плане не
было авианосцев, прекрасно зарекомендовавших себя в ходе 2-й Мировой
войны на Тихоокеанском театре военных действий и в Атлантике. Поэтому,
принимая во внимание традиционные отставания в графиках строительства
больших военных кораблей, к концу 50-х годов советский флот пополнился
бы морально устаревшими огромными линкорами и тяжелыми крейсерами с
артиллерийским вооружением, не имевшими в море прикрытия с воздуха.
Смерть Сталина положила конец реализации этого 10-летнего плана. 5
марта 1953 года страна узнала о кончине вождя, а уже 23 апреля вышел
приказ министра транспортного и тяжелого машиностроения о прекращении
всех работ по проекту 82. К этому времени на головном крейсере
готовность по корпусу составляла около 90%. Несколько раньше были
остановлены исследовательские работы по линкору.
Новые руководители страны, армии и флота для достижения
стратегического паритета в океане сделали ставку на ракетное оружие и
подводный флот. Исходя из положений военной реформы Н.С. Хрущева,
крупные корабли являлись “большими мишенями для ракет”. Это поставило
крест на планах создания больших надводных эскадр, на строящихся и уже
построенных кораблях, на судьбах многих моряков.
Вероятно, было бы целесообразнее ввести изменения в проекты
строящихся крейсеров, модернизировать почти готовые, тем более что
подобные работы широко практиковались в то время в странах НАТО. Но 25
марта 1958 года вышло постановление Совета Министров СССР, по которому
прямо на стапеле или после спуска на воду были порезаны на металлолом
тяжелые крейсера проекта 82, 7 легких крейсеров проекта 68-бис, 6
эсминцев, 12 подводных лодок, 7 десантных кораблей, 30 тральщиков, 89
торпедных катеров. Всего 240 кораблей и судов. 375 боевых кораблей
ставились на консервацию. Экипажи кораблей расформировывались, а многие
высококвалифицированные офицеры увольнялись в запас. |