Военно-морской флот России


28 марта 1723 г. Разработан 1-й табель корабельных пропорций  

Описание  

 

     
Еще в ходе строительства Азовского флота “кумпанствами” Петр I убедился в необходимости соблюдения строгой зависимости основных пропорций боевых кораблей. Именно тогда у него появилась мысль о введении в русском военном флоте общих для всех кораблестроителей стандартизированных типов судов “доброй пропорции”. Вскоре вместе с корабельным мастером Ф.М. Скляевым Петр I разработал первую таблицу стандартов для основных размеров различных типов судов. Особым указом царя строжайше запрещалось отступать от этой таблицы. В 1705 году в своем “Рассуждении пропорции кораблям” Петр снова предписывал мастерам строго обязательные размеры и главные пропорции 82- и 60-пушечных кораблей.

Стараниями Петра I и его соратников флот России продолжал пополняться различными парусными и гребными судами. Возникла необходимость на основе накопленного опыта в организации судостроения разработать и законодательно утвердить новый, более подробный табель “добрых пропорций”. Это позволяло надежно обеспечивать высокие мореходные качества кораблей, упростить заготовку и первичную обработку различных деталей, ввести их стандартизацию, что сокращало расходы на строительство, ремонт и содержание флота. Для того, чтобы табель мог действительно стать документом долговременного действия, не сковывавшим движение творческой мысли, он должен был не только воплотить в себе большой опыт строительства, навигационной практики и боевого использования кораблей, но и учесть наметившиеся тенденции развития судостроения. К началу 20-х годов XVIII века уже существовали предпосылки для создания такого документа. Сформировавшаяся русская школа морского кораблестроения отвечала лучшему европейскому техническому уровню того времени, а в некоторых случаях и превосходила его.

Непосредственная разработка табеля “Пропорции о кораблях всякого ранга” началась в начале 1723 года. Именно тогда корабельные мастера Ф. Скляев, Р. Броун, О. Най, Р. Козенц, Г. Рамз и “главнейший корабельный мастер Петр Алексеевич Михайлов” (сам царь) представили в обер-сарваерскую (судостроительную) контору свои варианты измерений кораблей. Сам Петр I предложил тогда измерения для 96-, 80-, 70-, 64-, 54-, 42-, 32-, 26- и 16-пушечных кораблей. После изучения этих предложений Петр лично взялся за составление сводного табеля, который закончил 28 марта 1723 года, о чем свидетельствует отметка царской канцелярии: “Писано собственною императорского величества рукою марта 28 дня 1723 году”.

Обсуждение сводного табеля привело к замене ранга 96-пушечных и 64-пушечных кораблей на ранг 100-пушечных и 66-пушечных, а также упразднению в табеле 70-, 42-, 26- и 16-пушечных кораблей. Согласованный табель с новыми пропорциями указанных кораблей был подписан участниками консилиума 20 мая 1723 года.

После этого события Петр переключился на другие государственные дела, но 19 декабря 1723 года он провел очередное совещание с корабельными мастерами о пропорциях кораблей всех рангов. Через два дня после этого обер-сарваер И.М. Головин подписал табель, и в тот же день его передали в Адмиралтейств-коллегию, а оттуда уже в копиях разослали 23 января 1724 года в Кронштадт, Ревель, Астрахань и другие судостроительные центры России для неукоснительного соблюдения.

В последний год своей жизни Петр I продолжил работы по усовершенствованию табеля. После его смерти 28 января 1725 года, взошедшая на российский престол Екатерина I, указом от 28 июня 1725 года подтвердила действие статей петровского табеля (названного после смерти Петра I “Табелем о корабельных пропорциях”), который стал важной вехой в развитии отечественной кораблестроительной школы.