Военно-морской флот России


30 марта 1570 г. Образована каперская флотилия царя Ивана IV 

Описание  

 

     
В середине XVI века первый русский царь Иван IV Васильевич, прозванный Грозным, завоевав Казанское и Астраханское ханства и покорив Сибирь, обезопасил часть восточной границы Русского государства. После этого его помыслы были направлены к западным рубежам Руси. По указам царя началось освоение торговых путей на Балтийском море. При этом сразу возникла задача защиты торговых судов от набегов польских и шведских корсар и “лихих людей”. Отсутствие в то время на Руси мастеров-корабелов, опытных мореходов и технической базы не позволяло иметь свои морские военные корабли, поэтому Иван Грозный решил нанять себе каперский флот. Сделать это было несложно, так как в XVI веке каперство было широко распространено на морях, и “вольные моряки” охотно нанимались на службу к государям. Правительства многих стран пользовались услугами каперов и щедро оплачивали их труд. Особенно развито было в то время каперство в Англии.

Как свидетельствуют исторические документы, первые каперы Ивана Грозного появились на наиболее оживленных местах так называемого Нарвского торгового пути в 1569 году. Во главе их стоял профессиональный корсар датчанин Карстен Роде. После прохождения “испытательного срока” Роде получил от московского царя специальную “жалованную грамоту” - каперское свидетельство. В этой грамоте, находящейся сейчас в архиве Копенгагена и датированной 30 марта 1570 года, царь указывал на необходимость защиты морской торговли от польских каперов, которые “разбойным обычаем корабли разбивают, товары грабят и из многих земель в наше государство дорогу торговым людям затворяют”.

Первоначально у Роде было только одно судно, но вскоре разбоем и вербовкой он создал флотилию из 6 кораблей, вооруженных преимущественно русскими пушками. Главным местом базирования “московского адмирала”, как вскоре стали называть Роде, был город Аренсбург на о. Эзель. Это позволяло флотилии Карстена Роде контролировать Финский и Рижский заливы, а также большую часть Балтийского моря. К сентябрю 1570 года Роде захватил 22 судна, часть из которых передал Ивану IV. Дерзкие набеги русской каперской флотилии на торговые суда прибалтийских государств вызвали резкий протест правительств этих стран. Под их давлением датский король Фридрих II приказал арестовать Роде и заключить в один из замков. Суда каперов были конфискованы.

По Столбовскому договору 1617 года со Швецией Россия вернула себе Новгородские земли, но, лишившись городов Ям, Копорье, Корела, Орешек и прибалтийского побережья, потеряла выход в Балтийское море. Каперство, как один из способов ведения боевых действий на море и нарушения морского торгового сообщения, было официально запрещено только в 1865 году принятием в Париже соответствующей Международной морской декларации. Право на захват торговых судов неприятеля с этого времени оставлялось только за военными кораблями.