Военно-морской флот России


2 мая 1783 г. Дата образования Черноморского флота 

Описание  

 

     
10 июля 1774 года Россия и Турция подписали договор, по которому к России отошли Кубань, Азов, Таганрог, Керчь, Еникале, Кинбурн и часть побережья между Днепром и Бугом, а Крымское ханство становилось независимым от Турции. Русский торговый флот получил право свободного плавания по Черному морю и прохода через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море. В 1782 году Турция попыталась вернуть себе территории на северном побережье Черного моря и захватить Крым. Русские войска отбросили противника, а рескриптом Екатерины II от 8 апреля 1783 года Крым был включен в состав России.

2 мая (13 мая по н. ст.) 1783 года в очень удобную для базирования кораблей Ахтиарскую бухту в Крыму прибыла эскадра из 5 фрегатов и 6 других судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Ф.А. Клокачева, а 7 мая в бухту вошли 11 судов Днепровской флотилии. Эти корабли образовали российский Черноморский флот. В честь этого события в том же году была отлита медаль “Слава России”.

Вскоре вице-адмирал Ф.А. Клокачев отбыл в Херсон, а в командование эскадрой вступил контр-адмирал Т.Ф. Мекензи.

 

2 мая 1790 г. Ревельское сражение

Утром 2 мая 1790 года шведская эскадра под командованием генерал-адмирала герцога Карла Зюдерманландского в составе 22 линейных кораблей, 4 фрегатов, 4 вспомогательных судов и брандера (всего 1600 орудий), на которых находилось 6 тысяч человек десанта, появилась у острова Нарген. Недалеко на Ревельском рейде стояла эскадра адмирала В.Я. Чичагова, состоявшая из 10 линейных кораблей, 5 фрегатов и нескольких малых судов (всего 870 орудий). Имея численное превосходство, шведы рассчитывали на быструю победу. При благоприятном ветре эскадра противника стала надвигаться на русские корабли. В ходе этого маневра один из шведских кораблей сел на мель севернее Наргена.

Удачное расположение эскадры Чичагова заставляло шведские корабли при сближении на дистанцию артиллерийского огня последовательно проходить вдоль русской линии, подвергаясь их сосредоточенному огню. Попутный ветер кренил шведские корабли на правый боевой борт так, что нижние батареи смотрели в воду, при этом верхняя палуба становилась открытой для картечного огня. В 11-м часу дня наш “Изяслав” первым открыл огонь по головному шведскому кораблю, а всего в ходе двухчасового боя стоявшая на шпринге русская эскадра сделала по врагу 13 тысяч выстрелов. С перебитыми реями и порванным такелажем шведские корабли один за другим отходили на север к острову Вульф. Шедший пятнадцатым в линии 64-пушечный шведский корабль “Принц Карл” получил тяжелые повреждения в рангоуте и такелаже, потерял грот- и фор-стеньги, стал неуправляем и вскоре вынужден был сдаться. Следующий за ним корабль “София-Магдалина” от подобной участи спасло только то, что дрейфовавший “Принц Карл” закрыл его от русских пушек. Получив тяжелые повреждения, 74-пушечный корабль “Риксенс Стендер” наскочил на камни у острова Вульф и был сожжен самими шведами. Наблюдавший за ходом сражения с, находившегося вне зоны досягаемости русских орудий, фрегата “Улла Ферзен” герцог Зюдерманландский вынужден был дать сигнал о прекращении боя. Севший на мель перед боем корабль шведам с трудом удалось увести, сбросив за борт почти все орудия. Потери противника составили около 200 человек, 560 человек с “Принца Карла” попало в плен. Русская эскадра не потеряла ни одного корабля, было убито 8 человек и 27 ранено.

Адмирал В.Я. Чичагов был удостоен высшего российского ордена Святого Андрея Первозванного, командир флагманского линейного корабля “Ростислав” капитан 2 ранга П.В. Чичагов был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, а отличившиеся командиры кораблей - золотыми шпагами с надписью “За храбрость”.

 

2 мая 1904 г. Гибель двух японских броненосцев

В конце апреля 1904 года наблюдательные посты береговой обороны Порт-Артура заметили, что японские корабли, осуществлявшие его морскую блокаду, постоянно ходят одним и тем же маршрутом. Это навело командира минного заградителя “Амур” капитана 2 ранга Ф.Н. Иванова на мысль поставить на пути японцев мины. План операции Иванов представил контр-адмиралу В.К. Витгефту и после настойчивых просьб получил разрешение на его осуществление.

Операция могла быть осуществлена только днем, так как ночью в море было бы невозможно определиться и точно поставить минные банки. Для обеспечения ее скрытности было решено ждать тумана, который появился 1 мая. В сопровождении 6 миноносцев с тралами “Амур” вышел в море и, отойдя на 11 миль от Золотой горы, начал постановку мин. Заграждение из 50 мин было поставлено в виде минных банок поперек обычного курса японских кораблей и достигало 2 км в длину.

Утром 2 мая японские броненосцы “Хацусе”, “Сикисима”, “Ясима”, крейсер “Касаги” и авизо “Тацута” появились у Порт-Артура. Они шли своим обычным курсом. В 9 часов 55 минут под кормой головного броненосца контр-адмирала Т. Насиба “Хацусе” раздался взрыв. Он накренился на правый борт и стал оседать в воду. Команда спустила шлюпки, но покидать корабль не спешила, надеясь удержать его на плаву. Остальные корабли отряда застопорили машины, а броненосец “Ясима” стал медленно приближаться к поврежденному кораблю. Через несколько минут он также наскочил на мину и потерял ход. “Хацусе” попытался сам уйти из опасного района, но вскоре подорвался вновь. Взрыв мины вызвал детонацию погреба боезапаса. Над кораблем поднялся огромный столб дыма, нос броненосца на мгновение поднялся над водой, и корабль ушел под воду, унося с собой 36 офицеров и 457 матросов японского флота.

Японцы, предполагая, что они атакованы подводными лодками, открыли беспорядочный огонь по плавающим в воде предметам. Когда паника утихла, японская эскадра поспешила уйти, ведя на буксире поврежденный броненосец “Ясима”. Но довести его до базы не удалось: ночью подул сильный ветер, переборки не выдержали напора волн, и он затонул недалеко от скалы Энкоунтер.

В этот же день в японском флоте погиб крейсер “Иосино”, которого протаранил и потопил свой же броненосный крейсер “Кассуга”, а вечером выскочил на камни и разбился посыльный корабль “Тацута”, посланный с известием о гибели броненосцев.

За успешно проведенную операцию все офицеры “Амура” получили ордена, двенадцать матросов были отмечены знаками отличия военного ордена, командир корабля был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.