Военно-морской флот России


4 мая 1790 г. Фридрихсгамское сражение 

Описание  

 

     
Зимовавший на передовом шхерном посту в Фридрихсгамской бухте отряд русской гребной флотилии под командованием капитана I ранга Слизова, несмотря на начало летней компании в войне против Швеции, имел большой некомплект судовых команд и нехватку снарядов. К тому же, вопреки неоднократным обращениям Слизова к начальнику русского гребного флота вице-адмиралу К. Нассау-Зигену, позиция отряда при входе в шхеры не была усилена береговыми батареями.

Находясь в таком положении, отряд Слизова, имевший 60 малых и только 3 больших судна (408 орудий), к вечеру 3 мая 1790 года неожиданно увидел перед собой 140 боевых кораблей и 14 транспортных судов шведской гребной флотилии (1600 орудий).

Расположенный в линию у входа в Фридрихсгамскую бухту между мысами Сура-Неми и Вира-Неми отряд Слизова был атакован в 4 часа утра следующего дня. Подпустив шведов на картечный выстрел, русские суда открыли по ним сильнейший залповый огонь из всех орудий. Бой с вчетверо превосходившим по силе противником продолжался более 3 часов. Правый фланг неприятеля начал было отступать, левый тоже имел сильные повреждения, но в это время на русских судах стал кончаться боезапас. Слизов вынужден был дать сигнал на отступление. Прикрывавшие отход суда продолжали вести огонь холостыми зарядами. Шведской артиллерией были потоплены 6 русских канонерских лодок. При отступлении 10 сильно поврежденных канонерских лодок были сожжены своими командами, три уже зажженных больших корабля после оставления их экипажами были захвачены шведами, которые огонь потушили. Также шведами были захвачены еще 7 мелких судов. В этом бою русская сторона потеряла 65 человек убитыми, 27 - ранеными и 150 - взятыми в плен. По данным шведов, они потеряли 1 судно и 60 человек.

С остальными судами своего отряда Слизов отступил под защиту Фридрихсгамских укреплений, таким образом, шведам был открыт свободный шхерный путь до Выборга и 22 мая шведский гребной флот вошел в Выборгский залив где, в ожидании подхода своего корабельного флота, расположился на якорях у Рогеля и Биорко.

 

4 мая 1916 г. Подводная лодка “Волк” потопила три транспорта

Подводная лодка “Волк” строилась на Балтийском заводе по проекту головной лодки “Барс” и вступила в строй 14 апреля 1916 года. При длине 68 м она имела надводное водоизмещение 655 т, подводное - 789 т. Скорость хода - 11,5/8,5 узлов. Вооружение состояло из 4 трубчатых торпедных аппаратов, 8 решетчатых торпедных аппаратов конструкции Джевецкого, 2 орудий 57-мм и 1 пулемета 7,62-мм. Экипаж насчитывал 33 человека.

Во время 1-й мировой войны “Волк” действовал на коммуникациях противника, прикрывал минно-заградительные операции кораблей Балтийского флота, а также нес дозорную службу на подходах к портам и базам противника.

4 мая 1916 года в Норчепингской бухте лодка под командованием старшего лейтенанта И.К. Мессера обнаружила большой транспорт противника. Всплыв, лодка предложила пароходу застопорить ход, а команде покинуть судно, что и было исполнено. После этого из кормового аппарата по пароходу была выпущена торпеда, попавшая в корму судна. Через несколько минут германский пароход “Гера” водоизмещением 4300 тонн вертикально ушел под воду, а подводная лодка продолжила поиск.

Через несколько часов был обнаружен пароход “Кольга” водоизмещением 2500 тонн. На этот раз вражеский пароход, не ответив на приказ покинуть судно, попытался уйти в нейтральные шведские воды. Видя, что расстояние увеличивается, лейтенант Мессер приказал открыть огонь на поражение, а затем выпустил вдогон торпеду. Уклоняясь от торпеды, пароход развернулся, подставив под удар свой борт. Вторая торпеда с “Волка” попала точно в середину парохода… Вечером того же дня лодка уничтожила груженый лесом германский транспорт “Бианка” водоизмещением 1800 тонн, предварительно разрешив команде покинуть судно на шлюпках.

В третьем походе 25 июня этого же года в Ботническом заливе подлодка “Волк” потопила пароход “Дорита” (6000 т), шедший в Германию с грузом железной руды.

После 25 октября 1917 года лодка вошла в состав советского Балтийского флота и в апреле 1918 года совершила переход из Гельсингфорса в Кронштадт. В 1919 году участвовала в обороне Петрограда. В 1920-1923 годах прошла капитальный ремонт. С 21 апреля 1921 года числилась в составе Морских сил Балтийского моря. В 1925 году лодка получила новое название “Батрак”. 11 марта 1935 года ее исключили из состава флота и передали на разборку. В 1991 году на воду была спущена новая атомная многоцелевая подводная лодка, которая была названа “Волк”.

 
https://royal-clima-market.ru настенные кондиционеры сплит системы royal clima.