5 мая 1882 г. В России открылась первая водолазная школа
Развитие парового и броненосного кораблестроения в России
во второй половине XIX века требовало технически подготовленных специалистов, в
том числе и для подводных корпусных работ. Водолазов военных кораблей в то время
в России учили так называемые “вольные водолазы”, не имевшие никакой специальной
подготовки и не заинтересованные в обучении будущих конкурентов. Многие из них
старались скрыть от учеников свои профессиональные секреты. В результате флот не
имел высококвалифицированных мастеров подводного дела.
Необходимо было срочно исправлять эту ситуацию, поэтому 5
мая 1882 года в Кронштадте открылась первая в России водолазная школа,
полностью содержавшаяся за счет государственной казны. Перед школой стояли две
главные задачи: подготовка для флота рядовых водолазов и водолазных старшин, а
также обучение офицеров и их совершенствование в новой специальности. Для
подготовки офицерских кадров при школе в 1897 году был создан специальный
водолазный офицерский класс.
Количество обучающихся в школе устанавливалось “ежегодно по
потребности”. В среднем до 1917 года каждый год выпускалось около 80
специалистов (из них 4 офицера). Обучение было рассчитано на 12 месяцев. В
зимнее время проводилась теоретическая подготовка, в летнее - осуществлялись
практические спуски (по 23-29 за летнюю кампанию). Курсанты изучали устройство
и правила обслуживания снаряжения, способы выполнения подводных работ. Кроме
того, им давались основы физики, анатомии и физиологии человека, гигиены
водолазного дела. Большое внимание уделялось технике безопасности спусков , а
также физической подготовке курсантов.
Как в любом новом деле, для подводных работ требовались
всевозможное оборудование, специальное снаряжение и приспособления. В 1893 году
врач школы Ф. Шидловский изобрел автоматический клапан водолазной рубахи,
который облегчал и делал безопасной работу на глубине. Принятые в то же время
водолазный телефон и электрический фонарь подводного освещения мичмана Е.
Колбасьева намного облегчили труд специалистов, а изобретенная им же водолазная
помпа значительно превосходила по надежности лучшие зарубежные образцы. К
наиболее значительным изобретениям и усовершенствованиям того времени следует
отнести водолазную рубаху повышенной прочности и большой эластичности, а также
подводный металлоискатель лейтенанта М. Шульца, фотоаппарат для подводных
съемок, предложенный врачом Н. Есиповым и инженером-механиком Л. Радионовым,
спиральный шланг, обеспечивающий гарантированную безопасность при работах на
глубинах. Эти и другие изобретения неоднократно удостаивались почетных наград на
крупнейших международных выставках в Чикаго, Антверпене, Париже.
Качество подготовки водолазов в школе было очень высоким. Ее
воспитанники принимали участие в подъеме затонувшего корабля “Владимир” в 1890
году, в поиске на большой глубине броненосца “Русалка” в 1894 году, в проведении
водолазных работ подо льдом при снятии с мели крейсера “Россия” в 1896 году.
Большое значение для успешного перехода русских эскадр с Балтики на Тихий океан
в 1905 году имели работы водолазов, сумевших на плаву выполнить ремонт рулей
крейсеров “Жемчуг” и “Изумруд”, а также у миноносца “Громкий”.
Снаряжение, созданное и усовершенствованное в стенах школы,
позволяло производить погружения на предельные для того времени глубины.
Например, в 1909 году выпускник Кронштадтской водолазной школы 1907 года
штабс-капитан по адмиралтейству Ф.А. Шпакович (впоследствии известный
инженер-подводник ЭПРОНа) и три курсанта школы участвуют в успешном подъеме с
глубины 58 м половины корпуса подводной лодки “Камбала”, затонувшей у
Севастополя после столкновения с броненосцем “Ростислав”. Руководил всеми
работами начальник школы капитан I ранга М.К. фон Шульц. До этого глубина
подъема кораблей как в России, так и за рубежом не превышала 30 м.
В 1924 году водолазную школу перебазируют в Севастополь и
включают в учебный отряд Черноморского флота, который возглавил С. Шах. В 1925
году решением коллегии Наркомвода школа водолазов была объединена с водолазными
курсами ЭПРОНа. В 1931 году ее переименовывают в военно-морской водолазный
техникум, ставший общесоюзным центром подготовки специалистов подводных работ.
Из него выпускались рядовой, старшинский и офицерский водолазный состав для
Военно-Морского Флота, инженерных войск, а также специалисты для морского и
рыболовного флотов.
В 30-е годы в техникуме ведутся работы по совершенствованию
водолазной техники. При участии различных учреждений страны проводится ряд
научно-исследовательских работ и экспериментов. В этот период создается новый
кислородный скафандр, внедряются различные режимы спуска и подъема, способы
подачи воздуха. Под руководством академика Л.А. Орбели ставятся эксперименты по
использованию гелия в создании искусственных дыхательных смесей для освоения
больших глубин. На усовершенствованном снаряжении осуществлялось несколько
спусков на глубину 100 м, а в 1937 году водолаз В. Медведев достиг рекордной по
тому времени глубины в 137 м. За рубежом максимальное погружение составляло
тогда 105 м.
Число обучающихся в водолазном техникуме из года в год росло
и особенно увеличилось перед войной. В годы Великой Отечественной войны многие
выпускники техникума в сложнейших условиях выполняли работы по спасению кораблей
и судов, очистке бухт и фарватеров от мин различных конструкций. Водолазы
проложили по дну Ладожского озера бензопровод для снабжения блокадного
Ленинграда горючим.
В послевоенное время на долю водолазов выпало не меньше
работы, чем во время войны. Особенно много было судоподъемных работ, особое
место в которых занимает подъем пассажирских лайнеров “Ганза” и “Гамбург”
водоизмещением более 30 тысяч тонн каждый, выполненный под руководством Н.П.
Чикера.
Одновременно продолжился, прерванный войной, штурм глубин. В
1946 году три наших водолаза впервые в мире опустились на глубину 200 м. Через
10 лет четверым удалось достичь нового рекорда - 300-метровой глубины! Не каждая
подводная лодка могла так опускаться.
В 1972-1974 годах наши водолазы в составе спасательной
экспедиции участвовали в работах по расчистке от затонувших судов акватории
порта Читтагонг в Народной Республике Бангладеш. В последующие годы было создано
глубоководное водолазное снаряжение, позволяющее при наличии специальных
гидробарокомплексов проводить работы на глубинах до 500 м. В 1991 году за
героизм, проявленный в экспериментальных погружениях на такие большие глубины,
водолазам А.И. Ватагину и Л.М. Солодкову было присвоено звание Героя Советского
Союза.
|