11 мая 1900 г. Заложены эскадренные броненосцы “Бородино” и
“Император Александр III”
11
мая 1900 года в торжественной обстановке на стапелях Нового
Адмиралтейства Петербургского порта и Балтийского судостроительного и
механического завода Морского министерства одновременно были заложены два
новых эскадренных броненосца для российского флота, получивших название
“Бородино” и “Император Александр III”. Проект этих броненосцев являлся
дальнейшим развитием проекта эскадренного броненосца “Цесаревич”,
разработанного и строившегося в то время для России во Франции. На основе
эскизного проекта француза А. Лаганя корабельный инженер Д.В. Скворцов
создал свой проект броненосца водоизмещением 13516 тонн. 20 мая 1900 года на
верфи Галерного острова был заложен однотипный броненосец “Орел”, затем с
интервалом около года снова на Балтийском заводе по этому проекту были
заложены броненосцы “Князь Суворов” и “Слава”. По замыслу морского
командования эти пять броненосцев вместе с “Цесаревичем” должны были
составить мощный броненосный отряд на Дальнем Востоке, но жизнь внесла в эти
планы свои коррективы. Однако все броненосцы и их экипажи вписали
героические и, вместе с тем, трагические страницы в историю Российского
флота.
Первым в ноябре 1903 года вошел в состав флота “Император
Александр III”. “Бородино”, “Орел” и “Князь Суворов” вошли в строй в июле -
сентябре 1904 года, “Слава” - только в октябре 1905 года, уже после окончания
русско-японской войны.
Корабли имели проектное водоизмещение 13,5 тыс. т,
фактическое - около 14,2 тыс. т, длину 121 м, ширину 23,2 м, среднюю осадку
около 8 м. Мощность главных механизмов “Бородино” составляла около 16 тыс. л.с.
и позволяла ему развить 17-узловую скорость. Как и “Цесаревич”, это были первые
в мире броненосцы, на которых корпус по ватерлинии непрерывно защищался двумя
рядами броневых плит.
Артиллерийское вооружение состояло из четырех 305-мм орудий в
двух башнях, двенадцати 152-мм орудий в шести башнях, двадцати 75-мм, двадцати
47-мм, двух 37-мм и двух 64-мм десантных пушек. Дальность стрельбы орудий
главного калибра составляла 74 каб. Корабли имели по два дальномера системы
Барра и Струда. Минное (торпедное) вооружение состояло из 4 минных аппаратов
калибром 381 мм (носовой и кормовой надводные и два бортовых подводных). Все
корабли были снабжены противоторпедными сетями. Штатный экипаж состоял из 28
офицеров, 9 кондукторов и 745 нижних чинов.
29 сентября 1904 года броненосцы “Князь Суворов”, “Император
Александр III”, “Бородино” и “Орел” в составе 2-й Тихоокеанской эскадры
контр-адмирала З.П. Рожественского покинули Ревельский рейд и отправились в
беспримерный переход на Дальний Восток. В это время “Цесаревич” после боя в
Желтом море 28 августа 1904 года уже 2 месяца был интернирован в китайском порту
Циндао, а “Слава” только готовилась к испытаниям.
После многомесячного труднейшего плавания корабли
объединенной эскадры Рожественского 14 мая 1905 года в Цусимском проливе
вступили в бой с японским флотом адмирала Х. Того. Перегрузка броненосцев перед
боем, достигавшая 1,5 тыс. т, привела к тому, что над водой у миделя оказалось
только около полутора метров второго броневого пояса, а большая часть этой
уникальной защиты ушла под воду. Это послужило одной из причин гибели трех из
четырех броненосцев типа “Бородино”.
В 18 часов 50 минут сделал по противнику последний выстрел
и, потеряв остойчивось, перевернулся броненосец “Император Александр III”. Вскоре он скрылся под водой, унося жизни
всех 867 членов экипажа. В 19 часов 10 минут, весь изрешеченный снарядами, был
добит торпедами японских миноносцев и также перевернулся флагманский “Князь
Суворов”. Из 935 человек его команды не спасся никто. Еще через несколько минут
японский снаряд вызвал взрыв боезапаса 152-мм башни “Бородино” и броненосец, не
выходя из строя эскадры, перевернулся и носом ушел под воду. Из 866 человек его
команды японским миноносцем был подобран единственный матрос. Четвертый
броненосец этого проекта, “Орел”, получил в сражении около 50 попаданий 6- и
12-дюймовых снарядов. На нем было убито 128 человек. Изуродованный броненосец
присоединился к отряду кораблей контр-адмирала Н.И. Небогатова, в составе
которого сдался японцам утром 15 мая.
После окончания русско-японской войны “Орел” был японцами
отремонтирован и основательно модернизирован, после чего включен в состав своего
флота под названием “Ивами”. После многолетней службы он был пущен на дно в июле
1924 года во время учений японской морской авиации.
Пятый броненосец этой серии, “Слава”, активно участвовал в
составе Балтийского флота в 1-й мировой войне и после двухдневного боя с
германскими линейными кораблями на рейде Куйваст был затоплен в проливе Моонзунд
4 октября 1917 года. В этом же бою участвовал и “Цесаревич”, переименованный в
конце марта 1917 года в “Гражданин”. Он был сдан на металл только в 1925 году.
|