Военно-морской флот России


16 мая 1911 г. Зачислен в состав флота линкор “Севастополь”  

Описание  

 

     
3 июня 1909 года, в день очередной годовщины основания Севастополя, на Балтийском и Адмиралтейском судостроительных заводах Санкт-Петербурга было заложено по два новых линкора. Головному кораблю серии присвоили имя “Севастополь”. Проект линкора-дредноута был разработан конструкторским бюро Балтийского судостроительного завода. Работой руководили И.Г. Бубнов и А.Н. Крылов. 16 мая 1911 года линкоры “Севастополь”, “Полтава”, “Петропавловск” и “Гангут” были официально зачислены в состав Балтийского флота, а в июне - сентябре этого же года спущены на воду. В конце 1914 года они вступили в строй.

В то время они являлись лучшими кораблями своего класса. Их водоизмещение составляло 23300 т, длина 181,2 м, ширина 26,9 м, осадка 8,5 м. Главные машины мощностью 42 тыс. л.с. сообщали им скорость до 23 узлов. Дальность плавания достигала 1625 миль. Вооружение: 12 305-мм, 16 120-мм, 2 75-мм, 1 40-мм, 2 63-мм, 1 47 мм орудий, 4 457-мм торпедных аппарата. Экипаж - 1126 человек.

В 1911 году в Николаеве для Черноморского флота заложили еще 3 линкора этого типа: “Императрица Мария”, “Императрица Екатерина Великая” и “Император Алек-сандр III”. От балтийских линкоров они отличались усиленной броневой защитой борта и башен, установкой 20 130-мм орудий и более низкой 21-узловой скоростью, считавшейся достаточной для черноморского театра военных действий.

Балтийские линкоры приняли участие в прикрытии минных постановок во второй половине 1915 года, но в дальнейшем в боевых действиях во время 1-й мировой войны не участвовали. В марте 1918 года совершили переход из Гельсингфорса в Кронштадт (“Ледовый переход”). Дальнейшая их судьба сложилась по-разному: “Севастополь” (с 31.03.1921 по 31.05.1943 года “Парижская коммуна”) перешел в 1930 году на Черное море и активно участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива. В 1945 году был награжден орденом Красного Знамени. Был исключен из состава флота в 1956 году.

“Полтава” выведен из строя в 1919 году после пожара и частично демонтирован. Башни использовали для строительства в 30-е годы береговой батареи на о. Русский возле Владивостока. Во время Великой Отечественной войны корпус “Полтавы” защищал от артиллерийского огня дозорные катера в Ленинградском морском канале.

“Гангут” (с 27.06.1925 г. “Октябрьская революция”) участвовал в советско-финляндской войне и Великой Отечественной войне. Оборонял Ленинград, участвовал в Красносельско-Ропшинской и Выборгской наступательных операциях. В 1944 году был награжден орденом Красного Знамени. Исключен из состава флота в 1956 году.

“Петропавловск” (с 31.03.1921 по 31.05.1943 года “Марат”, с 28.11.1950 г. “Волхов”) участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах на Балтике. 23 сентября 1941 года в 10 часов 49 минут 46 “Ю-87” с двух направлений атаковали линкор на стоянке в Кронштадтской гавани. Две бомбы попали в носовую часть корабля, пробили броневые палубы и взорвались внутри корпуса. От этого сдетонировал боезапас носовой башни, и вся носовая часть вместе с дымовой трубой и многоярусной надстройкой оторвалась и рухнула в воду. Оставшаяся часть корпуса легла на грунт. 326 человек экипажа, включая командира, погибли. Существует версия, что причиной такого мощного взрыва на линкоре стала детонация специального заряда, приготовленного для уничтожения корабля в случае оставления Ленинграда (такой план, датированный 6.09.1941 г., был утвержден И.В. Сталиным). В дальнейшем, оставшаяся часть линкора использовалась в качестве плавучей батареи. Исключен из состава флота в 1953 году.

“Императрица Мария” погибла в Северной бухте Севастополя 7.10.1916 года от взрыва погребов 130-мм снарядов и, последовавших за ним, еще нескольких мощных внутренних взрывов. Эта трагедия унесла 228 жизней. В 1919 году корпус линкора был поднят и переведен в док. В 1925 году линкор исключен из состава флота и разобран.

“Императрица Екатерина Великая” (с 16.04.1917 года “Свободная Россия”) 18 июня 1918 года по приказу В.И. Ленина была потоплена в Новороссийске 4 торпедами эсминца “Керчь”. В начале 30-х годов артиллерию главного калибра этих линкоров подняла Черноморская партия ЭПРОН. В дальнейшем ее использовали при строительстве знаменитых береговых батарей Крыма.

“Император Александр III” (с 16.04.1917 года “Воля”, с октября 1919 года “Генерал Алексеев”) вступил в строй летом 1917 года. В 1918 году захвачен интервентами и уведен в Измир, затем белогвардейскими войсками в Стамбул и Бизерту, где в 1924 году был интернирован французскими войсками и в 1936 году разобран на металл. Сохранены были только 12-дюймовые пушки линкора, обладавшие отличными боевыми качествами. В 1939 году 8 пушек Франция передала Финляндии, воевавшей в то время с СССР. В 1944 году они были захвачены советскими войсками. Оставшиеся 4 пушки попали в Норвегии в руки немцев, которые оснастили ими батарею “Атлантического вала” “Мирус” на острове Гернси и в 1944 году вели из них огонь по кораблям союзников.