19 мая 1668 г. Спуск на воду первого военного корабля “Орел”
19 июня 1667 года царь Алексей Михайлович издал Указ о
начале строительства в селе Дединово Коломенского уезда кораблей по европейскому
образцу для плавания из Астрахани на Каспийское море. Во исполнение этого
Указа, 14 ноября 1667 года на Оке состоялась закладка первого военного корабля.
Это был двухпалубный трехмачтовый пинос длиной 24,5 м, шириной 6,4 м, осадкой
1,5 м и водоизмещением около 250 т. Впервые в истории российского судостроения
его строили в соответствии с последними достижениями мировой практики того
времени. Строительство корабля велось под руководством полковника Буковена -
голландца, приехавшего в Россию в 1647 году в чине капитана, а также дворянина
Якова Полуехтова и подъячего Степана Петрова. Общий надзор за строительством
осуществлял видный государственный деятель боярин А.Л. Ордин-Нащокин.
Одновременно для охраны торговых караванов на Каспийском море на верфи строились
яхта, вооруженный струг и 2 шнявы.
В начальный период из-за задержек в поставках материалов и
нехватки специалистов строительство корабля велось крайне медленно. После
выхода ряда царских Указов к работе были привлечены дополнительные силы, и уже
19 мая следующего года корабль был спущен на воду. 2 ноября 1668 года
была предпринята попытка отправить готовый, но еще не отделанный корабль из
Дединова в Нижний Новгород. Из-за сезонного мелководья реки он смог пройти всего
2 км, после чего вернулся на прежнее место. Еще через 2 дня сильные морозы
сковали льдом заводи верфи.
К весне корабль основательно проконопатили, оборудовали на
нем каюты, установили много мелких металлических деталей. 24 апреля 1669 года
царским Указом корабль был назван “Орлом” в честь государственного герба.
Впервые русский корабль официально получил собственное имя. В этот же день на
московском Пушечном дворе были проведены испытания пушек для “Орла”. Его
вооружение должно было состоять из 22 пушек (18 6-фунтовых и 4 3-фунтовых) с 200
ядрами на каждую пушку.
7 мая 1669 года “Орел” в сопровождении яхты, бота, двух шняв
и нескольких стругов вышел из Дединова. Экипаж корабля состоял из 22 матросов и
35 стрельцов для абордажного боя. Капитаном корабля в первом плавании был
голландец Давид Ботлер, записанный в Посольском приказе как Давыд Бутлер. Уже
после его назначения выяснилось, что Ботлер не имеет патента на капитанский чин.
Но учитывая опыт его плаваний “государь пожаловал, велел его написать
капитаном”.
Вместе с построенными в Дединове другими судами “Орел”
перешел через Нижний Новгород (здесь на корабль поставили пушки) и Казань в
Астрахань, где встал на якорь 31 августа 1669 года. Там через год он был
захвачен и разграблен восставшими крестьянами, возглавляемыми Степаном Разиным.
После этого “Орел” простоял много лет в бездействии в протоке реки Кутум близ
одной из астраханских слобод и пришел в полную негодность к плаванию.
Основатель российского регулярного флота Петр I высоко оценил постройку
первого в стране военного корабля, заявив: “Хотя намерение отеческое не получило
конца своего, однакож достойно оно есть вечного прославления; понеже... от
начинания того, яко от доброго семени произошло нынешнее дело морское”. |