Военно-морской флот России


24 мая 1719 г. Эзельское сражение

Описание  

 

     
15 мая 1719 года из Ревеля вышла эскадра капитана 2 ранга Н.А. Сенявина в составе 52-пушечных линейных кораблей “Портсмут”, “Девоншир”, “Ягудиил”, “Варахаил” “Уриил”, “Рафаил”, и 18-пушечной шнявы “Наталия”. Эскадре была поставлена задача перехватить 3 шведских корабля, которые по сведениям разведки должны были сопровождать торговые суда и вести разведку на пути из Померанской бухты в Стокгольм. 24 мая во время “белой ночи” между островами Эзель и Готска-Сандё корабли Сенявина обнаружили отряд кораблей в составе линейного корабля, фрегата и бригантины.

На рассвете русские корабли оказались с подветренной стороны к неизвестным кораблям, что не способствовало атаке и было запрещено правилами линейной тактики. Несмотря на это, забрав как можно круче к ветру, “Портсмут” Сенявина пошел на сближение. За флагманом последовали “Девоншир” под командованием капитан-поручика К. Зотова и “Наталия” лейтенанта С. Лопухина. Остальные 4 корабля отстали. Впоследствии их капитаны, к слову все иностранцы, принятые на русскую службу, уверяли, что не смогли идти против ветра.

В 5 часов утра три наших корабля все-таки подошли на дистанцию артиллерийского огня и сделали два предупредительных выстрела. На неизвестных кораблях взвились шведские флаги и брейд-вымпел капитан-командора Врангеля. Отряд Сенявина вступил с ними в перестрелку, которая продолжалась около 3 часов. Шведские корабли сосредоточили основной огонь на “Портсмуте” и повредили ему рангоут и паруса.

На остатках хода, уже по инерции Сенявин поставил свой корабль левым бортом против носа шведского фрегата, и тут же 26 пушек нашего корабля дали продольный залп картечью. Второго страшного картечного залпа не потребовалось. 36-пушечный фрегат “Карлскрон-Вапен” спустил флаг. Вскоре “Портсмут” и “Девоншир” заставили сдаться 12-пушечную бригантину “Берн-Гардус”, а также повредили флагманский 52-пушечный “Вахтмейстер”, который попытался уйти. Однако полученные в бою повреждения не позволили ему развить полный ход. Его быстро догнали и после получасового сопротивления захватили “Ягудиил” и “Рафаил”. На трех шведских судах погибло 50 человек, ранено - 14 и взято в плен 387 человек во главе с капитан-командором Врангелем. Потери на русских кораблях - 9 убитых и 9 раненых. Плененные шведские корабли были приведены в Ревель.

Петр I назвал эзельскую победу “добрым почином Российского флота”. В честь этого события была отлита медаль с надписью “Верность превосходит сильно”. Наум Сенявин был произведен через чин в капитан-командоры, Конан Зотов - также через чин в капитаны 2 ранга. 30 гардемарин, участвовавших в бою, были досрочно произведены в мичманы. В Эзельском сражении русский флот одержал первую морскую победу только артиллерийским огнем, не прибегая к абордажу.

К сожалению, флагман этого боя “Портсмут” только немногим более 3 месяцев после сражения плавал под Андреевским флагом. В сентябре он потерпел крушение на мели у острова Котлин.

 

24 мая 1943 г. Бой двух “МО” с 14 немецкими катерами

В ночь на 24 мая 1943 года 2 малых охотника ОВРа КБФ, “МО-303” лейтенанта В.Г. Титякова и “МО-207” старшего лейтенанта Н.И. Каплунова, под общим командованием старшего лейтенанта И.П. Чернышева находились в дозоре у фарватера, связывающего Кронштадт с о. Лавенсари. Неожиданно были обнаружены силуэты 5 катеров противника, направлявшихся к фарватеру, по которому должен был проследовать наш конвой и подводная лодка “Щ-406”. Застопорив ход, наши катера стали поджидать вражеские корабли. Враг не заметил опасности, и когда расстояние сократилось до 25 каб. малые охотники дали ход и открыли огонь. В ходе сближения были обнаружены еще 5 немецких катеров, шедших на расстоянии 3 каб. от первой группы. Врезавшись в строй первого отряда врага, наши охотники с расстояния 60 м расстреляли ближайшие цели. Но и в “МО-303” попала очередь 20-мм автоматической пушки. Он круто развернулся, намереваясь таранить ближайшего врага, а носовое орудие в упор послало в него два снаряда. Катер противника прекратил стрельбу и попытался спрятаться в дымовой завесе. Строй первой группы катеров врага распался, а наши корабли, ведя пушечно-пулеметный огонь, прорезали строй второй группы.

В “МО-207” также попало несколько малокалиберных снарядов, заклинивших носовое орудие. Почувствовав ослабление огня с “МО-207”, фашистский катер, ведя пулеметный огонь, пошел на сближение. Но в последний момент пушку удалось исправить, и неожиданный для врага выстрел разнес на куски его рубку. Но силы все еще оставались неравными. Фашисты стали прижимать наши “МО” к северному берегу под обстрел береговых орудий. Новая пулеметная очередь проходит по “МО-207”. Падает командир катера Каплунов, управление катером принимает на себя старший матрос М. Цимбаленко. На “МО-303” также вышло из строя носовое орудие, появились раненые, получил контузию и ранение командир звена И.П. Чернышев. Придя в себя, он повел свой катер на помощь “МО-207”. Не ожидавший удара с тыла, противник отошел, но в это время появились еще 4 вражеских катера.

Наши катера на полной скорости устремились на прорыв, используя при этом дымовую завесу, поставленную противником. Утром наши катера поодиночке вернулись в Кронштадт. В неравном бою, продолжавшемся около получаса, был потоплен финский торпедный катер “Райю” и сильно поврежден сторожевой катер.

За проявленную доблесть И.П. Чернышев первым на Балтийском флоте был награжден орденом Александра Невского. Орденами Красного Знамени были награждены Н.И. Каплунов (посмертно), В.Г. Титяков, И.М. Лобановский и М. Цимбаленко. К орденам и медалям были представлены и другие члены экипажей катеров.