|
|
24 мая 1719 г. Эзельское сражение
15 мая 1719 года из Ревеля вышла эскадра капитана 2 ранга
Н.А. Сенявина в составе 52-пушечных линейных кораблей “Портсмут”, “Девоншир”, “Ягудиил”,
“Варахаил” “Уриил”, “Рафаил”, и 18-пушечной шнявы “Наталия”. Эскадре была
поставлена задача перехватить 3 шведских корабля, которые по сведениям разведки
должны были сопровождать торговые суда и вести разведку на пути из Померанской
бухты в Стокгольм. 24 мая во время “белой ночи” между островами Эзель и
Готска-Сандё корабли Сенявина обнаружили отряд кораблей в составе линейного
корабля, фрегата и бригантины.
На рассвете русские корабли оказались с подветренной стороны
к неизвестным кораблям, что не способствовало атаке и было запрещено правилами
линейной тактики. Несмотря на это, забрав как можно круче к ветру, “Портсмут”
Сенявина пошел на сближение. За флагманом последовали “Девоншир” под
командованием капитан-поручика К. Зотова и “Наталия” лейтенанта С. Лопухина.
Остальные 4 корабля отстали. Впоследствии их капитаны, к слову все иностранцы,
принятые на русскую службу, уверяли, что не смогли идти против ветра.
В 5 часов утра три наших корабля все-таки подошли на
дистанцию артиллерийского огня и сделали два предупредительных выстрела. На
неизвестных кораблях взвились шведские флаги и брейд-вымпел капитан-командора
Врангеля. Отряд Сенявина вступил с ними в перестрелку, которая продолжалась
около 3 часов. Шведские корабли сосредоточили основной огонь на “Портсмуте” и
повредили ему рангоут и паруса.
На остатках хода, уже по инерции Сенявин поставил свой
корабль левым бортом против носа шведского фрегата, и тут же 26 пушек нашего
корабля дали продольный залп картечью. Второго страшного картечного залпа не
потребовалось. 36-пушечный фрегат “Карлскрон-Вапен” спустил флаг. Вскоре
“Портсмут” и “Девоншир” заставили сдаться 12-пушечную бригантину “Берн-Гардус”,
а также повредили флагманский 52-пушечный “Вахтмейстер”, который попытался уйти.
Однако полученные в бою повреждения не позволили ему развить полный ход. Его
быстро догнали и после получасового сопротивления захватили “Ягудиил” и
“Рафаил”. На трех шведских судах погибло 50 человек, ранено - 14 и взято в плен
387 человек во главе с капитан-командором Врангелем. Потери на русских кораблях
- 9 убитых и 9 раненых. Плененные шведские корабли были приведены в Ревель.
Петр I назвал эзельскую победу “добрым почином Российского
флота”. В честь этого события была отлита медаль с надписью “Верность
превосходит сильно”. Наум Сенявин был произведен через чин в капитан-командоры,
Конан Зотов - также через чин в капитаны 2 ранга. 30 гардемарин, участвовавших в
бою, были досрочно произведены в мичманы. В Эзельском сражении русский флот
одержал первую морскую победу только артиллерийским огнем, не прибегая к
абордажу.
К сожалению, флагман этого боя “Портсмут” только немногим
более 3 месяцев после сражения плавал под Андреевским флагом. В сентябре он
потерпел крушение на мели у острова Котлин. |
|
24 мая 1943 г. Бой двух “МО” с 14 немецкими катерами
|
В ночь на 24 мая 1943 года 2 малых охотника ОВРа
КБФ, “МО-303” лейтенанта В.Г. Титякова и “МО-207” старшего лейтенанта Н.И.
Каплунова, под общим командованием старшего лейтенанта И.П. Чернышева
находились в дозоре у фарватера, связывающего Кронштадт с о. Лавенсари.
Неожиданно были обнаружены силуэты 5 катеров противника, направлявшихся к
фарватеру, по которому должен был проследовать наш конвой и подводная лодка
“Щ-406”. Застопорив ход, наши катера стали поджидать вражеские корабли. Враг не
заметил опасности, и когда расстояние сократилось до 25 каб. малые охотники дали
ход и открыли огонь. В ходе сближения были обнаружены еще 5 немецких катеров,
шедших на расстоянии 3 каб. от первой группы. Врезавшись в строй первого
отряда врага, наши охотники с расстояния 60 м расстреляли ближайшие цели. Но и
в “МО-303” попала очередь 20-мм автоматической пушки. Он круто развернулся,
намереваясь таранить ближайшего врага, а носовое орудие в упор послало в него
два снаряда. Катер противника прекратил стрельбу и попытался спрятаться в
дымовой завесе. Строй первой группы катеров врага распался, а наши корабли, ведя
пушечно-пулеметный огонь, прорезали строй второй группы.
В “МО-207” также попало несколько малокалиберных снарядов,
заклинивших носовое орудие. Почувствовав ослабление огня с “МО-207”, фашистский
катер, ведя пулеметный огонь, пошел на сближение. Но в последний момент пушку
удалось исправить, и неожиданный для врага выстрел разнес на куски его рубку. Но
силы все еще оставались неравными. Фашисты стали прижимать наши “МО” к северному
берегу под обстрел береговых орудий. Новая пулеметная очередь проходит по
“МО-207”. Падает командир катера Каплунов, управление катером принимает на себя
старший матрос М. Цимбаленко. На “МО-303” также вышло из строя носовое орудие,
появились раненые, получил контузию и ранение командир звена И.П. Чернышев.
Придя в себя, он повел свой катер на помощь “МО-207”. Не ожидавший удара с тыла,
противник отошел, но в это время появились еще 4 вражеских катера.
Наши катера на полной скорости устремились на прорыв,
используя при этом дымовую завесу, поставленную противником. Утром наши катера
поодиночке вернулись в Кронштадт. В неравном бою, продолжавшемся около
получаса, был потоплен финский торпедный катер “Райю” и сильно поврежден
сторожевой катер.
За проявленную доблесть И.П. Чернышев первым на Балтийском флоте был
награжден орденом Александра Невского. Орденами Красного Знамени были
награждены Н.И. Каплунов (посмертно), В.Г. Титяков, И.М. Лобановский и М.
Цимбаленко. К орденам и медалям были представлены и другие члены экипажей
катеров. |
|
|
|