26 мая 1779 г. На Херсонской верфи заложен первый корабль
После заключения Кучук-Кайнарджийского мирного договора с
Турцией, в 1774 году России отошли “прежние завоевания Петра I”: побережье
Азовского моря, а также земли между Днепром и Бугом. Крым становился независимым
от Турции. Россия получала долгожданный южный выход в Европу через Черное и
Средиземное моря. Но для прочного утверждения на Причерноморье ей необходим был
сильный флот.
Летом 1775 года один из основателей Азовского флота адмирал
А.Н. Сенявин прибыл к устью Днепра. Здесь нашли удобное для стоянки русских
кораблей место, а у урочища “Глубокая пристань” было решено заложить первую на
юге России кораблестроительную верфь.
11 декабря 1775 года в адрес Адмиралтейств-коллегии последовал указ Екатерины II, определявший будущий состав Черноморского флота. Его основу должны
были составить отряд Азовского флота и корабли, построенные на новой верфи в
устье Днепра. 18 июня 1778 года выше “Глубокой пристани” у крепости
Александр-шанц был основан порт Херсон. После скоропостижной смерти
контр-адмирала Шубина руководителем работ назначили генерал-цейхмейстера И.А.
Ганнибала. Активное содействие строительству оказывал генерал-губернатор князь
Г.А. Потемкин. Первым начальником Херсонской верфи был назначен вице-адмирал
Ф.А. Клокачев, впоследствии первый командующий Черноморским флотом.
Ограниченные размеры и глубины Днепровского лимана у Херсона
обусловили принятие уникального в отечественной практике решения: 3/4 общего
числа линейных кораблей (около 15 вымпелов) оставлять в мирное время на стапелях
в состоянии максимальной готовности. По этим же причинам Адмиралтейств-коллегия
ограничила размеры кораблей для закладки на Херсонских верфях 60-пушечным
рангом.
26 мая 1779 года на Херсонской верфи был заложен первый
60-пушечный корабль “Святая Екатерина”. Строился корабль под руководством
мастера В.А. Селянинова. Затем по чертежам А.С. Катасанова известным мастером
С.И. Афанасьевым была заложена серия из пяти 66-пушечных кораблей. Головным
кораблем этой серии стала “Слава Екатерины”. Командиром корабля № 4 (“Святой
Павел”) был назначен капитан 2 ранга, впоследствии знаменитый русский адмирал,
Ф.Ф. Ушаков, прибывший в июне 1783 года в Херсон для наблюдения за ходом
строительства. Эпидемия чумы, повлекшая за собой гибель большого числа рабочих и
моряков (в том числе и адмирала Ф.А. Клокачева), затянула сроки строительства.
Поэтому, вместо первоначально запланированного строительства 4 кораблей в год,
в 1783-1786 годы строили ежегодно по одному кораблю, а с 1787 года – по два.
Затем на херсонских эллингах корабли и фрегаты строились уже
по собственным проектам Херсонского адмиралтейства. 17 ноября 1800 года на
Херсонской верфи был спущен на воду 110-пушечный корабль “Ягудил”, долгие годы
считавшийся лучшим кораблем Черноморского флота.
Мелководность Днепра при впадении в лиман накладывала
ограничения на водоизмещение и осадку строящихся в Херсоне кораблей. Поэтому
постепенно центром судостроения на Черном море становится, основанный в 1789
году, Николаев. 7 сентября 1825 года был спущен на воду последний парусный
корабль херсонской постройки – 83-пушечный “Иоанн Златоуст”. Почти за полвека на
верфях Херсона было построено 35 кораблей. В настоящее время Херсон продолжает
оставаться центром судостроения и судоремонта Украины. |